во всех отношениях.) Казалось бы,
это требование противоречит вышеприведенным выкладкам - в обратной цепочке
очередное состояние оказывается проще предыдущего, а следовательно,
использованный нами критерий существования не срабатывает. Но не будем
торопиться с выводами. В свое время мы выяснили, что 'реальным' бытием
обладает не фаза, а ее изменение (см. раздел 2.1.3). Мир находится в
состоянии непрерывного становления. Всякая попытка наделить его законченной
определенностью ошибочна по определению - мир потому и представляет собой
'линию', а не 'точку', что в используемой системе классификации в принципе
не может быть изображен как непротиворечивое нечто. (Само время появляется
как средство разрешения его внутреннего конфликта.) Это значит, что
привычное для нас расчленение непрерывного потока на отдельные фазы, хотя и
вносит элемент ясности и определенности в наши представления, в
действительности оказывается искусственным и даже опасным - некоторые
возможности оказываются упущенными. Посмотрим на проблему шире.
Количественно изменения, происходящие в конкретный момент как в прямом, так
и в обратном потоках совершенно одинаковы. А вот что подтверждается этими
изменениями - то ли факт определенности ближайшего предыдущего состояния, то
ли ближайшего последующего (которые, как мы знаем, неразличимы) - это
зависит от авторской интерпретации 'владельца' данного мира (наблюдателя,
просматривающего данную последовательность событий). В первом случае он
привязывается к конкретному прошлому, во втором - к конкретному будущему. В
первом - непрерывно удаляется от объединяющего центра ('прошлого' становится
все больше), во втором приближается к нему ('будущего' остается все меньше).
Для привязки к усложняющемуся прошлому субъекту приходится становиться все
сложнее, для привязки к будущему - наоборот. Получается, что различие между
двумя интерпретациями, по сути, сводится к различию 'конечных целей' каждого
из миров - для одного это неограниченная экспансия, усложнение, развитие
(такой мир будем называть эволюционирующим - см. рис.29), для другого -
предельное упрощение, сжатие, деградация (его назовем миром
инволюционирующим). Таким образом, процесс разворачивания (или наоборот -
сворачивания) каждой из мировых последовательностей приобретает четкий
телеологический характер. До сих пор мы говорили об эволюционирующем, т.е.
постоянно усложняющемся мире. Если же обратиться к его антиподу - миру
инволюционирующему - то нетрудно заметить, что в нем различные варианты
предыдущего состояния (ранее принадлежавшие разным мирам) с точки зрения
текущего момента оказываются неразличимыми. Т.е. миры, имеющие разное
прошлое, на каком-то этапе своего развития сливаются и далее превращаются в
единое целое. В результате, восстановить детальную картину прошлого
становится невозможно - чересчур тонкие, уточняющие детали теряют смысл. Мы
приходим к любопытному результату - оказывается, что в отличие от
эволюционирующего мира, инволюционирующий определенного прошлого не имеет!
Любое из его состояний в силу катастрофически снижающейся информационной
емкости, в принципе не может быть привязано к конкретному предыдущему
состоянию. Можно сказать, что такой мир подобен обрывку бикфордова шнура -
огонек бежит по нему к неизбежной развязке, 'сжигая за собой мосты' и не
оставляя никаких свидетельств о пройденном пути. Зато этого не скажешь о
будущем! Если 'пройтись' по дереву сценариев (см. рис.29) от верхушки к
корню, можно убедится, что для инволюционирующего мира рассмотренной
проблемы выбора не существует - в любом из состояний его будущее
исчерпывающе предопределено. Получается, что этот мир 'обречен' в полном
смысле этого слова - какой бы то ни было выбор в нем принципиально
невозможен!... Пожалуй, это заключение чересчур категорично. Действительно,
однажды впустив случай в мир, мы вынуждены признать и возможность такой
ситуации, когда прежде разошедшиеся мировые цепочки вновь сольются в одном
из очередных своих состояний. В этой связи, более общей схемой 'дерева
сценариев' будет схема, изображенная на рисунке 33. Если же вспомнить
аналогию между миром и произвольной последовательностью слайдов, приведенную
в первой главе, то придется согласиться,