Сергей Тетерин

«Двойняшки» — пермский оракул

психологическим воздействием на зрение присутствующих, то есть внушением — “?in p?rtmal?m”.

Передача колдовской силы

Колдовскую силу чаще всего передают младшим родственникам. И не потому, что «по наследству», просто родственнику ее передать легче, как близкому по крови человеку.

Инициация нового колдуна включает в себя два этапа: обучение тайной науке и собственно передача силы. Если ученик прошел обучение, но ритуал передачи не был совершен (например, в случае внезапной смерти учителя), то новообращенный так и не сможет практиковать колдовство, хотя будет «знающим». Без переданного особым образом «ключа» большая часть приобретенных знаний будет бесполезна. Известно, что в такой ситуации сильный учитель и после смерти может передать ученику свою силу, явившись ему во сне.

Перед началом обучения ученику приходится пройти через немалое испытание. В течение ночи он совершает различные манипуляции с причастием, в конце он вешает его на дерево и стреляет в него из ружья. Затем учитель ведет его в нерастопленную баню, где они вместе вызывают темных духов. В итоге неизвестно откуда в бане появляется красная собака и выблевывает рвоту на пол, которую ученик должен немедленно слизать. Затем он должен во весь голос заявить, что отрекается от луны и от солнца, от своих родителей, жены и детей, и после этого переходит под покровительство темных сил.

Черные маги вынуждены искать себе преемников, чтобы передать им свое знание и колдовскую силу, потому что иначе они не смогут умереть и отпустить свою душу. Часто они насильно передают «темный дар» кому-нибудь из младших членов семьи, кого они могут заставить учиться. Если же колдун оказался при смерти, так и не успев никому передать свою силу, он пытается передать ее любому человеку, который окажется в эти минуты рядом — с прикосновением или любым маленьким предметом. Поэтому коми-пермяки считают крайне опасным брать что-либо из рук умирающего колдуна.

Маг из Четдина

Великую славу при жизни снискал могущественный колдун Dane-Iepr?m из Четдина. Его мастерство магического обращения с ножом достигало небывалых высот. Он мог сунуть нож себе в горло и разрезать его изнутри, а через секунду повреждений уже не было. Dane-Iepr?m был сильный человек и нередко промышлял грабежом, но однажды разбойники напали на него самого.

Однако Dane-Iepr?m отбился от них с помощью своего ножа, использовав его магическую силу. Он сжал левой рукой лезвие, затем правой выхватил нож и наотмашь бросил в реку, которая была в двух шагах. Нож утонул. Сразу же этого нападавшие стали захлебываться и утонули насмерть, хотя находились на суше.

Интересной деталью этого предания является следующее обстоятельство: Dane-Iepr?m ходил в одежде только со светлыми пуговицами.

Некоторые свои умения Dane-Iepr?m передал своему внуку Аврааму, который впоследствии стал известным странствующим знахарем. В том числе и умение подолгу находиться в воде без вреда для здоровья и жизни, даже спать на речном дне.

Вакрамеш

Для обозначения преисподней у коми есть специальное слово «вакрамеш» (“vakrame?”), которое произошло от русского словосочетания “ад кромешный”.

Ниже ада ничего нет. «Вакрамеш» создал бог нижнего мира Ом?ль, получив от Ена право властвовать над душами умерших людей.

Первые два человека, которые отправились в ад, были пьяница и жестокий скряга. Их души падали вниз шесть недель, и падение это могло быть бесконечным. Один из падающих подумал вслух: «Наверное, только Ом?ль знает, когда мы перестанем падать». Другой возразил, что об этом знает только Ен. Как только прозвучали эти слова, падение прекратилось, и на месте остановки возник ад — однажды и навсегда.

Наша земля стоит на воде, вода — на «вакрамеше», а тот, в свою очередь, — на сердцах мертвых людей, которые при жизни были жадными и жестокими. Мы можем также понимать «вакрамеш» как темную область человеческих эмоций и инстинктов в человеке, которая неустанно подавляется им, но тем не менее влияет на его поступки и чувства.

Куклы

Как и везде в мире, девочки в коми-пермяцких деревнях играли и играют в куклы — берестяные, тряпичные, соломенные, глиняные. Однако с самого детства детей приучают к некоторым правилам обращения с куклами. Это связано с общераспространенным поверьем о магической связи куклы с душой-двойником человека, которого она может изображать.

У детей в доме всегда столько кукол, сколько