неоспорим.
МЕТОД БЛАВАТСКОЙ
Е.П. Блаватская (1831-1891) является основателем трансо-вого мистического
учения - теософии (богопознания) и автором книг: Тайная доктрина
и Ключ к теософии, кроме этого она издавала в Лондоне журнал Люцифер,
а в Париже журналы Голубой лотос и Теософическое обозрение.
Блаватская считала, что все мистические трансовые знания имеют единое древнее
происхождение, поэтому задача всех исследователей объединиться независимо
от вероисповедания и изучать таинственные явления природы, развивая при этом
собственные трансовые сверхчувственные возможности. Для этой цели Блаватская
рекомендовала изучать все философские и религиозные учения, особенно Древнего
Востока, проводила многочисленные собрания Теософического общества, демонстрировала
лично различные трансовые феномены, печатала много статей просветительного
характера по трансовой культуре.
В настоящее время Теософическое общество насчитывает до 200 тыс. человек в
различных странах мира.
Наше отношение к Е.П. Блаватской и ее творческому наследию внимательное, но
осторожное, нам кажется, что Е.П. Блаватской - человеку безусловно высокоодаренному,
не хватало хороших преподавателей, поэтому ее талант необразован и граничит
с примитивной мистикой и популистской религией.
МАНСИЙСКАЯ ШКОЛА
В истории научного исследования транса нансийская школа представлена следующими
ведущими учеными: Льебо, Бернгей-мом, Борисом и Льежуа.
Французский врач из г. Нанси Льебо (1823-1905) с 1860 года начал самостоятельные
исследования гипнотического транса на основе работ Брейда и Фариа. Льебо построил
свой метод на синтезе метода Фариа и метода Брейда: пациент фиксировал взгляд
на переносице врача и врач начинал внушать признаки наступающего сна - хочется
спать, веки становятся тяжелыми, наступает сонливость, очень хочется спать...
и т.д. Внушение сна повторялось несколько раз после непродолжительных пауз
до наступления у пациента гипнотического транса.
Льебо установил, что внушение является психотехнической основой наступления
гипнотического транса. Льебо дал определение гипнотическому трансу, как родственного
нормальному частичному сну, при котором пациент сохраняет контракт с врачом,
причем наступает такой частичный сон в результате введения в мозг пациента
внушенной идеи сна. Важной заслугой Льебо и его учеников являются пионерские
работы в области исследований внушения в состоянии бодрствования и работы
по исследованию постгипнотического феномена. Результаты своих исследований
Льебо изложил в нескольких книгах. К стыду отечественной Павловкой школы,
Иван Петрович присвоил не только все идеи великого Бехтерева, большинство
из которых так и не понял, но и у Льебо позаимствовал определение
гипноза, как частичного сна. Да и вообще на эту тему хочется сказать, нет
большего оскорбления имени В.М. Бехтерева, чем существующий ныне научно-исследовательский
институт его имени.
Великий Льебо был уверен, что излучения рук человека целебны, поэтому он сочетал
лечение гипнозом с методами лечения наложением рук и предварительно намагниченной
водой. Уверенность Льебо в пользе лечения пассами (бесконтактными массажем)
и наложением рук окрепла после нескольких случаев излечения грудных детей,
неспособных понимать речь врача-психотерапевта, попытка же некоторых специалистов-психоаналитиков
объяснить это опосредованным эффектом (через мать), научноне состоятельна
и бездоказательна, как и здесь психоанализ с его сексуальным помешательством.
Ученик Льебо - Бернгейм был профессором Медицинского факультета в Нанси, опытным
врачом-клиницистом. Бернгейм считал, что внушение главенствует в большинстве
гипнотических явлений; так называемые физические явления, на мой взгляд, -
это лишь психические явления. Мысль, возникшая у гипнотизера и воспринятая
мозгом пациента, производит эти феномены, благодаря повышенной внушаемости,
вызванной особой психической сосредоточенностью при гипнотическом состоянии.
В этой мысли Бернгейм вплотную подошел к пониманию транса, как особого измененного
состояния психики и физиологии, основанного на суженном состоянии сознания,
получаемого в результате концентрация внимания. Но, к сожалению, Бернгейм,
понимая, что все трансове состояния не могут описываться