Кандыба Виктор Михайлович

Техника гипноза (Часть 2)

неоспорим.

МЕТОД БЛАВАТСКОЙ

Е.П. Блаватская (1831-1891) является основателем трансо-вого мистического

учения - теософии (богопознания) и автором книг: Тайная доктрина

и Ключ к теософии, кроме этого она издавала в Лондоне журнал Люцифер,

а в Париже журналы Голубой лотос и Теософическое обозрение.

Блаватская считала, что все мистические трансовые знания имеют единое древнее

происхождение, поэтому задача всех исследователей объединиться независимо

от вероисповедания и изучать таинственные явления природы, развивая при этом

собственные трансовые сверхчувственные возможности. Для этой цели Блаватская

рекомендовала изучать все философские и религиозные учения, особенно Древнего

Востока, проводила многочисленные собрания Теософического общества, демонстрировала

лично различные трансовые феномены, печатала много статей просветительного

характера по трансовой культуре.

В настоящее время Теософическое общество насчитывает до 200 тыс. человек в

различных странах мира.

Наше отношение к Е.П. Блаватской и ее творческому наследию внимательное, но

осторожное, нам кажется, что Е.П. Блаватской - человеку безусловно высокоодаренному,

не хватало хороших преподавателей, поэтому ее талант необразован и граничит

с примитивной мистикой и популистской религией.

МАНСИЙСКАЯ ШКОЛА

В истории научного исследования транса нансийская школа представлена следующими

ведущими учеными: Льебо, Бернгей-мом, Борисом и Льежуа.

Французский врач из г. Нанси Льебо (1823-1905) с 1860 года начал самостоятельные

исследования гипнотического транса на основе работ Брейда и Фариа. Льебо построил

свой метод на синтезе метода Фариа и метода Брейда: пациент фиксировал взгляд

на переносице врача и врач начинал внушать признаки наступающего сна - хочется

спать, веки становятся тяжелыми, наступает сонливость, очень хочется спать...

и т.д. Внушение сна повторялось несколько раз после непродолжительных пауз

до наступления у пациента гипнотического транса.

Льебо установил, что внушение является психотехнической основой наступления

гипнотического транса. Льебо дал определение гипнотическому трансу, как родственного

нормальному частичному сну, при котором пациент сохраняет контракт с врачом,

причем наступает такой частичный сон в результате введения в мозг пациента

внушенной идеи сна. Важной заслугой Льебо и его учеников являются пионерские

работы в области исследований внушения в состоянии бодрствования и работы

по исследованию постгипнотического феномена. Результаты своих исследований

Льебо изложил в нескольких книгах. К стыду отечественной Павловкой школы,

Иван Петрович присвоил не только все идеи великого Бехтерева, большинство

из которых так и не понял, но и у Льебо позаимствовал определение

гипноза, как частичного сна. Да и вообще на эту тему хочется сказать, нет

большего оскорбления имени В.М. Бехтерева, чем существующий ныне научно-исследовательский

институт его имени.

Великий Льебо был уверен, что излучения рук человека целебны, поэтому он сочетал

лечение гипнозом с методами лечения наложением рук и предварительно намагниченной

водой. Уверенность Льебо в пользе лечения пассами (бесконтактными массажем)

и наложением рук окрепла после нескольких случаев излечения грудных детей,

неспособных понимать речь врача-психотерапевта, попытка же некоторых специалистов-психоаналитиков

объяснить это опосредованным эффектом (через мать), научноне состоятельна

и бездоказательна, как и здесь психоанализ с его сексуальным помешательством.

Ученик Льебо - Бернгейм был профессором Медицинского факультета в Нанси, опытным

врачом-клиницистом. Бернгейм считал, что внушение главенствует в большинстве

гипнотических явлений; так называемые физические явления, на мой взгляд, -

это лишь психические явления. Мысль, возникшая у гипнотизера и воспринятая

мозгом пациента, производит эти феномены, благодаря повышенной внушаемости,

вызванной особой психической сосредоточенностью при гипнотическом состоянии.

В этой мысли Бернгейм вплотную подошел к пониманию транса, как особого измененного

состояния психики и физиологии, основанного на суженном состоянии сознания,

получаемого в результате концентрация внимания. Но, к сожалению, Бернгейм,

понимая, что все трансове состояния не могут описываться