сопровождает свои объяснения. Как сходятся при появлении общих интересов, так и расходятся при их отсутствии очень просто, без компликаций. Если это супружеская пара, то они как бы сращиваются в одно общее Я.
Такому партнеру не нужны сознательные уступки. Все идет как бы само собой. Отношения между ними могут быть серьезно деловыми или шутливыми, но никогда злобными или агрессивными.
Феномен дуальности человека можно объяснить и таким образом. Основой дуализации является определенная последовательность, с которой 'раскручивается' механизм информационного и энергетического метаболизма (ИМ и ЭМ) дуалов. В этой последовательности есть тождественность. Но при этом те звенья ИМ и ЭМ, которые ярко выражены у одного дуала, у другого находятся в наиболее неразвитом состоянии. Проявляется эта тождественность и дополняемость в любой совместной активности. Особенно явно она заметна в начале нового рабочего дня, когда слова и жесты одного служат как бы пусковым ключом зажигания другого, а также при сексуальных играх. По этому вопросу психологи И. и А. Обозовы в статье 'Диагностика супружеских затруднений (Психологический журнал, 1982, N2, с.147) пишут: '... для психологического общения партнеров имеют значение не только чисто сексуальные характеристики (тип половой конституции, половая потенция и т.п.), но и реактивность организма, психодинамические характеристики поведения... Вследствие этого причиной неудовлетворенности некоторых супругов является не сексуальный контакт в узком смысле слова, а форма эротических игр, проявление сексуальной заинтересованности.' Поэтому, добавим мы, кто однажды попал в объятия дуала, тот не склонен менять их на что-либо другое. При отношении дополнения нет сексуально холодных мужчин и фригидных женщин. Супруги долго остаются сексуально активными.
Сексуальное поведение разных типов ИМ очень отличается. Поэтому о настоящей сексуальной совместимости можно говорить лишь между дополнениями. Проиллюстрируем это примером двух противоположных диад - диады сенсорно-этического экстраверта и диады сенсорно-этического интроверта. Эти противоположные сенсорики диктуют своим партнерам и противоположное 'сенсорное поведение. В диаде сенсорно-этического интроверта 'любят' кожей, всей поверхностью. Здесь нет резких движений, партнеры как бы растаивают в объятиях друг друга. В диаде сенсорно-этического экстраверта, наоборот, избегают прикосновения кожей и слияния тел. Здесь много резких движений, поз и почти гимнастических упражнений. Интересно, что сенсорные экстраверты вообще не терпят прикосновения другого человека, даже, например, прикосновения врача. Руку другому подают и то лишь по собственной инициативе.
И в браке дуалов возможны временные недоразумения. Это иногда происходит с людьми, которые не чувствуют своих дуальных склонностей из-за того, что росли в семьях, в которых не видели отношений психического дополнения, не почувствовали, как свободно ведет себя человек, каким он является спокойно натуральным, когда его кто-то дополняет. Дуала нужно уметь 'программировать'. Программируют, когда ведут себя импульсивно, 'по велению души'. В тех случаях, когда хотя бы у одного эта непосредственность имеется, второй очень быстро обучается как 'принимать программу', так и давать ее, то есть программировать первого.
В слаженных семьях, где муж и жена имеет дополняющие типы личности, дети, как правило (если только у шизотима не родится ребенок циклотим и наоборот), приобретают такие же типы ИМ, как и у родителей. Дочери чаще всего вырастают с типом, идентичным материнскому, сыновья - отцовскому. Дочери дополняются типами отца и братьев, сыновья - типами матери и сестер, при условии, что воспитывают сами родители. Это лучшие, наиболее гармоничные семьи. Воспитывать таких детей легко, про родителей говорят, что у них врожденный талант воспитателей.
Отношения идентификации, как и отношения дополнения, необходимы для формирования устойчивой психики детей: никто не может стать лучшим учителем, чем идентичный, и лучшим воспитателем, чем дополняющий. Поэтому в семьях, где родители дополняют друг друга, создаются оптимальные предпосылки для воспитания и социализации детей. Человек, один из родителей которого обладает дополняющим типом психики, чувствует свою ценность и значимость для людей. Он уверен, что его как в детстве, так и в течение всей жизни будут понимать и любить - в будущей семье и в рабочем коллективе. Он отличается более легким нравом и более уравновешенной нервной системой, более социализирован. Другие, которым с родителями