Н. Харузинъ

Къ вопросу объ ассимиляцiонной способности русскаг

собой говорятъ еще на корельскомъ язык, но вс они, по словамъ г. Майкова 1), превосходно говорятъ по-русски, и нтъ этого лишь въ самыхъ отдаленныхъ отъ Онежскаго оз. корельскихъ волостяхъ. Достаточно бглаго взгляда на жилище корела и на обстановку въ его жиль, чтобы замтить, что они въ значительной степени заимствованы отъ русскихъ; въ одежд корелъ подражаетъ русскому. Вообще, по словамъ г. Соборнова, 2) корельскiй элементъ легко поддается чуждому влiянiю, онъ съ легкостью воспринимаетъ чужое и легко подражаетъ. 'Въ ум кореляка крпко засло убжденiе, что онъ, хотя и говорить по-корельски, но pyccкiй и, вслдствiе этого убжденiя, силясь подражать русскимъ, вмст съ тмъ охотно и довольно легко усвоиваетъ и русскиiй языкъ' Мало по малу, по мннiю того-же изслдователя, при улучшенiи путей сообщенiя, развитiи рыбнаго и охотничьяго промысла, увеличенiи торгово-промышленныхъ пунктовъ, т. е. при условiяхъ, дающихъ возможность кореламъ и русскимъ сталкиваться чаще и постоянне, и при большемъ разселенiи русскихъ въ краю, корельская народность должна будетъ слиться съ русскою и исчезнуть. Архангельскiе корелы не мене олонецкихъ подвергаются русскому влiянiю. Между жителями нкоторыхъ русскихъ деревень сохранилось, по словамъ П. С. Ефименко, еще воспоминанiе, что он прежде были населены корелами. Г. Европеусъ, говоритъ, что даже чистые корелы, живущiе близъ Вялозера, сильно поддались влiянiю русскаго элемента: языкъ ихъ чрезвычайно смшанъ съ русскими словами, и 'во всхъ боле торжественныхъ случаяхъ они употребляли рускiй языкъ 3).

Если мы отъ представителей финскаго племени перейдемъ къ инородцамъ, принадлежащимъ къ другимъ племеннымъ группамъ, мы найдемъ значительное количество племенъ, подвергающихся

--------------------------------------------------------------------------------

1) Майковъ: Поздка въ Обонжье и Корелу, стр. 290.

2) Соборновъ: 1. с. стр. 127, 129 и 130.

3) П. С. Ефименко: Заволоцкая Чудь, стр. 93.

57 58

обруcнiю. Такъ, еще въ 40-хъ годахъ, В. Иславинъ 1) могъ отмтить, что гд столкновенiя самодовъ съ русскими боле или мене постоянны, они подвергаются обруснiю. 'Самоды разныхъ вдомствъ, пишетъ онъ, по большему или меньшему сношенiю съ русскими, измнили и характеръ свой и усвоили себ обычаи и мстные нравы жителей тхъ волостей, къ которымъ приписаны... Самоды Канинской и Тиманской тундръ, по близости къ Мезени и Печорскимъ селенiямъ, будучи боле въ сношенiи съ русскими, переняли отъ нихъ нкоторые обычаи и, такъ сказать, боле обрусли, чмъ Большеземельскiе тундряные самоды: многiе изъ нихъ носятъ въ лтнее время рубахи русскаго покроя, большею частiю суконныя, и подпоясываютъ ихъ широкими кожаными поясами, украшенными мдными пуговицами и бляхами, что составляетъ особый родъ щегольства'; они не только совершенно чисто говорятъ по-русски, иногда даже между собою, но и приняли вс оттнки русскаго характера; только некрещеные мезенскiе самоды не могутъ говорить по-русски, хотя и они, по крайней мр, большая часть понимаетъ русскiй языкъ. То-же явленiе наблюдается и между самодами, живущими въ Азiатской Россiи; т изъ нихъ, которые живутъ на правомъ берегу Оби и въ долинахъ восточныхъ ея притоковъ-Чулыма, Кети и Тыма, какъ боле часто сталкивающiеся съ русскимъ элементомъ, подвергаются влiянiю послдняго и русютъ.

Буряты въ значительной степени русютъ, въ особенности по принятiи ими христiанства. Еще Палласъ замтилъ, что буряты охотно позволяютъ своимъ дочерямъ креститься и выходить замужъ за русскихъ; богатые буряты, по словамъ того-же автора, крестятся, чтобы жениться на русскихъ. Послдствiемъ принятiя крещенiя и брака на русской является утрата бурятами нацiональности; они становятся осдлыми и живутъ часто въ деревняхъ совмстно съ русскими. Свднiя, сообщаемыя Палласомъ, имютъ для насъ особенно важное значенiе, такъ какъ они указываютъ на результаты обруснiя, достигнутые въ теченiе не много боле 100 лтъ посл появленiя русскихъ среди бурятъ. Балаганскiе, идинскiе, аларскiе и китайскiе буряты видли русскихъ казаковъ впервые около 1627 г. на р. Ангар, около устья р. Оки, гд

--------------------------------------------------------------------------------

1) В. Иславинъ: Самоды въ домашнемъ и общественномъ быту, стр. 30, 104, 107 и 108.

58 59 жили буряты племени Икиназъ; первое столкновенiе было недружелюбное: буряты вступили въ борьбу, но были разбиты. Лишь въ 1654 г. былъ устроенъ Балаганскiй острогъ. Вскор посл этого буряты названныхъ