Н. Харузинъ

Къ вопросу объ ассимиляцiонной способности русскаг

вдомствъ (большею частью изъ племени Булагатъ), а также кудинскiе, капсальскiе (изъ того-же племени), верхоленскiе, ленскiе и ольхонскiе буряты (изъ племени Экиритъ) подчинились русскимъ и начали платить дань. Иркутскiй острогъ былъ построенъ въ 1662 г., посл чего и вс сверо-байкальскiе буряты приняли русское подданство, выражавшееся въ платеж дани 1). Если принять во вниманiе, что платежемъ дани ограничивалось выраженiе бурятами своего подданства Pocciи, что внутреннее ихъ управленiе оставалось не тронутымъ, т. е. что правительство не стремилось къ обруснiю бурятъ и не длало ничего въ этомъ направленiи, то отмеченные Палласомъ результаты получатъ еще большее значенiе 2). Алтайскiе черневые татары въ Кузнецкомъ, Бiйскомъ и Барнаульскомъ округахъ по принятiи христiанства быстро русютъ 3).

А. Н. Красновъ 4) въ своихъ путевыхъ замткахъ о путешествiи по Сахалину отмчаетъ крайне недружелюбныя взаимныя отношенiя между гиляками и русскими: эта взаимная ненависть объясняется тмъ, что съ одной стороны 'бглые сахалинцы (каторжники), побуждаемые голодомъ или озврлымъ состоянiемъ отъ долголтней каторги, неоднократно съ цлью ограбленiя или избавленiя отъ лишняго свидтеля, безжалостно убивали гиляковъ, даже цлыя семьи'. Pyccкie-бродяги не признаютъ за гилякомъ существованiя души, считаютъ его людодомъ, вслдствiе чего убiйство гиляка и не

--------------------------------------------------------------------------------

1) М. Хангаловъ: Юрид. обычаи бурятъ. 'Этногр.Обозр' ХХI.стр.132,133.

2) Въ настоящее время дло обруснiя бурятъ сдлало большiе успхи, сравнительно съ XVIIIв., но мы не имемъ возможности определить., въ какой мр въ этомъ отношенiи влiяла школа; повидимому, однако, роль ея была значительна. Дале, есть cвднiя, что мстами русскiе подвергаются бурятскому влiянiю, и хотя не утрачиваютъ всецло свою нацiональность, но вс говорятъ уже по-бурятски. Не имя достаточно данныхъ, позволяющихъ судить о сил бурятскаго влiянiя на русскихъ, о количеств русскихъ, поддавшихся этому влiянiю и о частныхъ условiяхъ, приведшихъ къ утрат русскими въ нкоторыхъ деревняхъ своей национальности, намъ приходится оставить это явленiе безъ разсмотрнiя,

3) Н. М. Ядринцевъ: Сибирь, какъ колонiя, стр. 17 и слд., 43.

4) А. Н. Красновъ: На Сахалин 'Истор.В.' 1894, февраль, стр. 391,392.

59 60

считается большимъ грхомъ. Въ свою очередь, при господств кровавой мести, гиляки старались мстить русскимъ. 'Въ глазахъ дикаря, не имющаго представленiя объ общественныхъ отношенiяхъ въ Россiи, вся каторга, вмст работающая, вмст живующая, есть какъ бы одна обширная семья, одинъ родъ. Изъ этого рода они выдляютъ чиновниковъ, или нойоновъ, и людей свободнаго состоянiя'. Желая отомстить за убитаго сородича, гиляки убиваютъ каторжника безъ различiя, какъ родственника убiйцы: если бродяга-каторжный, посл совершения его товарищемъ убiйства, попадется на глаза гиляку, онъ не можетъ въ большинств случаевъ ожидать пощады.

Несмотря на вражду къ русскимъ гиляки, тмъ не мене, поддаются влiянiю послднихъ. Л. Штернбергъ, долго жившiй въ сред гиляковъ, могъ сдлать наблюденiе, что хотя гиляки и 'нелегко отрекаются отъ родныхъ традицiй, но они поневол поддаются обруснiю. 'Еще одно-два поколнiя, продолжаетъ онъ, и гилякъ материка совершенно обрусетъ и вмст съ выгодами цивилизацiи онъ усвоить и вс ея пороки' 1). Орочоны, пишетъ А, Н. Красновъ, уже на половину обрусли: они утратили нацiональный костюмъ, замнили его частями одежды, прiобртаемыми ими за дорогую цну у русскихъ поселенцевъ. Многiе орочоны знаютъ по-русски: 'я видлъ въ Тарайк поселенца, заключаетъ названный авторъ, женившагося на орочонк... Если бы не плоское, широкоскулое, смуглое лицо этой женщины, ни по костюму, ни по манерамъ ее нельзя бы было отличить отъ обыкновенной русской бабы' 2). Баронъ Г. Майдель отмчаетъ, что въ Колымскомъ oкpyг юкагиры, которые еще въ довольно значительномъ числ встрчались тамъ при Врангел (ок. 1820 г.), въ конц 60-хъ годовъ, когда бар. Майдель постилъ этотъ округъ, удалились постепенно отъ обоихъ Ануевъ; тамъ можно еще встртить нсколько семействъ; которыя однако совершенно забыли свой родной языкъ и приняли языкъ и образъ жизни русскихъ. Чуванцы, говоритъ тотъ-же авторъ, въ сущности прекратили свое существованiе, какъ народъ: несмотря на вс мои старанiя, мн въ 1866, 1869 и 1870 гг. не удалось встртить ни одного человка, принадлежащаго къ этому племени, который еще сохра-

--------------------------------------------------------------------------------

1)