Петр Демьянович Успенский

Совесть: поиск истины (Часть 2)

Подруга моего знакомого, чей муж все это время был за границей, тогда

как она была здесь со своим маленьким сыном, сказала

209

Совесть: поиск истины

мне недавно: 'Я страшусь момента, когда мой муж и я снова встретимся.

Он не поймет. Возможно, он спросит меня, почему Алексей не учил английский;

и я -- я не буду знать, что сказать. А мы оба будем все время молчать.

Каждая мелочь будет создавать пропасть между нами. Раньше мы понимали друг

друга очень хорошо. Но сейчас мы будем далеки друг от друга, чужие...'

Я понял. Мы знаем слишком много, чтобы быть способными говорить с вами

на равных началах. Мы знаем истинное отношение истории и слов к фактам. Мы

знаем, что значат такие слова,как 'цивилизация' и 'культура'; мы знаем, что

значит 'революция' и 'Социалистическое государство', 'зима', 'хлеб', 'печь',

'мыло' и много, очень много подобных вещей. У вас нет никакого представления

о них.

Мы знаем, что 'война', 'политика', 'экономическая жизнь' -- словом, все

те вещи, о которых человек читает в газетах, и в которых те большие

двухмерные создания, называемые Нациями и Государствами, живут, двигаются и

существуют -- мы знаем, что все это одно, а жизнь отдельных мужчин и женщин

-- совершенно другое, не имеющее точек соприкосновения с первым, кроме того

момента, когда оно не позволяет им жить. Мы знаем теперь, что вся жизнь

отдельных мужчин и женщин -- это борьба против этих гигантских существ. Мы

без труда можем понять, что Нация -- это существо, стоящее на намного более

низком уровне развития, чем отдельные мужчины и женщины; оно примерно на

уровне зоофитов, медленно двигающихся в одном направлении или другом, и

поедающих друг друга. Слава Богу, что сейчас мы начинаем осознавать, что мы

не такие.

Я не собираюсь излагать вам эзотерическую философию. Ничуть. Жизнь, как

мы видим ее здесь, показывает нам, что она совсем не то, что мы о ней

думали, и что в любом случае мы не должны относиться к ней как к единому

целому. Внутри нее происходит бой слепых, борющихся сил; и сквозь этот бой

мы каким-то образом способны идти своей дорогой.

Если мы начинаем исследовать эту жизнь великих сил в том, что оставлено

России сегодня, прежде всего мы замечаем, что все в ее действиях

соответствует одному всеобщему принципу, который можно назвать Законом

Противоположности Целей и Результатов. Другими словами, все приводит к

результатам, которые противоположны тому, что люди намереваются осуществить

и за что они борются.

Люди, которые начали войну с Германией и указывали па необходимость

ушгчтожения Германии, милитаризма, и так далее, совершенно не собирались

свергать в России монархию и устраивать Революцию. И те, кто мечтал о

Революции и свободе, совершенно не намеревались вводить эпоху речей

Керенского ('Достаточно слов.

210

П. Д. Успенский

Пришло время действовать'). И Керенский не собирался создавать условия,

в которых большевики могли бы так хорошо развиваться и созревать. И

большевики не предполагали жить в состоянии бесконечной войны и вводить в

России то, что в действительности есть диктатура криминального элемента. И

совершенно так же люди, которые сейчас борются за осуществление

восстановления великой, объе-динсшюй, неделимой и так далее России, пожинают

плоды, очень мало похожие на то, за что они боролись. И, с другой стороны,

их противники -- не большевики, а те другие, кто поддерживал идею союза

отдельных и независимых государств вместо единой России -- уничтожают любой

шанс такого разделения и укрепляют идею единства.

Эта сторона нашей собственной жизни весьма любопытна и типична с точки

зрения этого самого Закона. Сама по себе идея самоуправляющихся единиц очень

соблазнительна. Зло централизации демонстрировало себя уже давно. Но ни один

из тех, кто рассматривал в теории статус небольших самоуправляющихся единиц,

не мог даже подумать, что первое же внедрение в жизнь подобной организации

начнется с их всеобщей борьбы друг с другом. Однако это то, что сейчас

происходит. Прежде, чем о чем-нибудь подумают, границы уже закрыты, таможня

установлена, проезд через их территории затруднен, и уже после этого местные

политические деятели начинают произносить речи относительно безнравственных

проектов и всеобщей порочности соседних государств, о потребности в

избавлении