которых состоит в том, чтобы обучить
значительное количество людей, которые смогут взять на себя часть
ответственности за возрастающее число новичков. Когда в 1934 году началось
расширение, Успенский написал ряд вводных лекций, которые могли читаться в
новых группах. Благодаря классической дисциплине вопросов и ответов, вновь
приходящие люди могли открыть относительность своего понимания и то, как оно
может быть расширено через следование предложенным указаниям.
Новичков заранее предупреждали об условиях, которые они должны будут
принять: они не должны говорить о том, что услышат своим родным или друзьям,
плата взиматься не будет, по крайней мере пять лекций потребуется на то,
чтобы понять, хочет человек продолжать или нет. Комната, в которой
встречались группы, вмещала только пятьдесят человек, и это создавало
чувство совместного усилия, которое было необычным для людей, незнакомых
друг с другом. Там существовало дополнительное чувство близости к
Успенскому. Пожалуй, самым заметным на любой встрече была неожиданная
новизна
250
П. Д. Успенский
того, что слышал человек, и не важно, сколько уже он ходил туда.
Вопросы могли охватывать всю сферу человеческих занятий и интересов, и
спрашивающий мог быть исключительно хорошо осведомлен в предмете своего
вопроса, но ответ Успенского всегда содержал что-то новое.
Расширение работы было не только сопряжено с новыми требованиями; оно
позволило возникнуть большему количеству возможностей и способствовало
улучшению организации, В 1935 году в 20 милях от Лондона были куплены дом и
ферма: здесь поселились некоторые из старых учеников Успенского, а в конце
недели на выходных здесь создавали условия для практической работы группы из
ста человек. В 1938 году в Лондоне был найден более вместительный дом;
в доме была мастерская, вмещавшая 300 человек. Приобретение этого дома
позволило основать Историко-Психологическое Общество, что дало работе
внешнюю форму, а двери - медную табличку. Устав, Цели и Организация
Общества, написанные Успенским, представляют очень интересный документ. Он
писал в версии Фрагментов 1926 года:
Система ждет своих работников. В ней нет такой мысли и утверждения,
которые не требовали бы и не допускали дальнейшего развития и
совершенствования. Но на пути обучения людей для этой работы существуют
большие трудности, поскольку обычного интеллектуального изучения системы
совсем недостаточно; и очень мало людей из тех, кто способен работать
данными методами, соглашается на работу по этим методам изучения. Через
двенадцать лет, развивая и письменно излагая 'Цели'
Историко-Психологического Общества, Успенский указал путь, которому нужно
следовать в системе:
1. Изучение проблем эволюции человека и особенно идеи психологической
трансформации.
2. Изучение психологических школ в различные исторические периоды и в
разных странах; изучение их влияния на моральное и интеллектуальное развитие
человечества.
3. Практическое исследование методов самоизучения и саморазвития в
соответствии с принципами и методами психологических
школ.
4. Исследовательская работа в изучении истории религий, философии,
науки и искусства с целью установления их общего происхождения, когда оно
может быть обнаружено, и различных психологических уровней в каждом из них.
Новый дом в Лондоне позволил приступить к новым видам работы, из
которых будет отмечен только один, поскольку более двадцати лет Успенский
надеялся создать свое собственное издательство. Один из учеников, по
профессии печатник, установил пресс в подвале этого дома. Там были набраны,
перепечатаны и переплетены Шесть
251
Совесть: поиск истины
Лекций по Психологии в качестве первого издания
Историко-Психоло-гического Общества. Хотя были переплетены 50 комплектов
лекций, через некоторое количество лет печатник написал библиотекарю
Йель-ского университета, что Успенский выпустил в обращение только пять
копий и изъял назад три, а почти все остальные экземпляры погибли во время
Второй мировой войны.
Одним из признаков возросшей активности с апреля 1938 до начала войны в
сентябре 1939 может служить количество томов записей встреч; 13 томов за эти
шестнадцать