возможно,
не было бы необходимости в Школах. На свой счет Успенский был убежден, что
прожил свою жизнь 'ранее' - в ограниченном смысле человеческого понимания. В
краткой автобиографии он написал: 'В 1905, в месяцы забастовок и
беспорядков, закончившихся вооруженным бунтом в Москве, я написал роман,
построенный на идее вечного возвращения. Через шесть лет в книге Новая
Модель Вселенной он соединил три измерения пространства стремя измерениями
времени: 'Трехмерность - функция наших органов чувств. Время - то, что
ограничивает органы чувств. Шестимерное пространство - реальность, мир как
он есть'. Мы одномерны в отношении Времени: Прежде - Сейчас -Потом, и мы
называем время нашим четвертым измерением, по-настоящему не сознавая, что
должна быть линия пятого измерения, перпендикулярная линии времени, Линия
вечности... Вечность можно представить бесконечным числом конечных времен'.
Роман 1905 года, написанный Успенским в 27 лет, был опубликован на
русском через 10 лет под заголовком 'Кинемадрама'. Несмотря на то, что
английский перевод был сделан в 1920-х, он оставался в рукописи до
последнего года жизни Успенского, когда он издал его под названием 'Странная
Жизнь Ивана Осокина'. Время публикования представляется важным, поскольку
роман утверждает, что знание о прежней жизни - великая тайна, которая
раскрывается человеку только один раз. Для человека, знающего тайну, вечное
возвращение не является более вечным; ему только остается прожить еще
несколько жизней, возможно только одну или две, 'чтобы избежать этой ловушки
под названием жизнь'. Волшебник- полностью вымышленный персонаж в романе -
говорит Ивану Осокину:
'Человеку может быть дано только то, что он может использо-
244
П. Д. Успенский
вать; и он может использовать только то, ради чего он что-то
пожертвовал... Поэтому если человек хочет приобрести знание или новые
способности, он должен пожертвовать другим, важным для него на этот момент.
Более того, он способен получить ровно столько, сколько отдал... У вас не
может быть результатов без причин. Своими отказами от чего-либо вы создаете
причины... Теперь вопрос что жертвовать и как жертвовать. Вы говорите, у вас
ничего нет. Не совсем верно. У вас есть ваша жизнь. И вы можете пожертвовать
ее. Это очень небольшая плата, поскольку вы в любом случае хотели бросить
ее. Вместо этого отдайте ее мне и я посмотрю, что с вами можно сделать... Я
не потребую всю вашу жизнь. Хватит двадцати или даже пятнадцати лет... Когда
они пройдут вы сможете использовать ваше знание для самого себя'.
Успенский проводил различие между обычным знанием и 'важным знанием'
даже когда учился в гимназии, а с восемнадцати лет обретение 'важного
знания' стало главной целью его жизни. Поэтому он начал писать и много
путешествовал - в России, на Востоке, в Европе. В 1907 он 'открыл теософскую
литературу...' 'Она произвела на меня сильное впечатление, хотя я сразу же
увидел ее слабую сторону.. у нее не было продолжения. Но она открыла для
меня двери в новый и более широкий мир. Я открыл идею эзотеризма... и
получил новый толчок к изучению 'высших измерений'. В 1909 Успенский
перебрался из Москвы в Петербург, где продолжил изучение оккультной
литературы и прочитал лекции о картах Таро, Йоге и Сверхчеловеке. Сборник
статей на эти темы и книга 'Символизм Таро' были изданы в 1913, но главным
трудом того времени стала другая книга - 'Тег1Ют Огдапит '. которая увидела
свет в 1912.
'ТегИит Огдапит' сразу же признали произведением тадпит ориз. Клод
Брэгдон во введении к английскому изданию писал: 'Назвав книгу 'Тег1шт
Огдапит', Успенский в одном штрихе продемонстрировал нам ту поразительную
смелость, которой характеризуется его мысль... В сущности такой заголовок
говорит: 'Вот книга, которая заново перестроит существующее знание. Огдапоп
Аристотеля сформулировал законы, под которыми происходит мышление субъекта;
Моуит Огдапит Бэкона - законы, под которыми может происходить постижение
объекта; однако же Третье Правило Мысли существовало до первых двух, и
незнание его законов не оправдывает нарушения этих законов. С этого времени
ТегГшт Огдапит будет направлять человеческую мысль и руководить ею'.
К тому времени цель Успенского стала более ясной - найти эзотерическую
школу, которой он мог