Петр Демьянович Успенский

Совесть: поиск истины (Часть 2)

возможно,

не было бы необходимости в Школах. На свой счет Успенский был убежден, что

прожил свою жизнь 'ранее' - в ограниченном смысле человеческого понимания. В

краткой автобиографии он написал: 'В 1905, в месяцы забастовок и

беспорядков, закончившихся вооруженным бунтом в Москве, я написал роман,

построенный на идее вечного возвращения. Через шесть лет в книге Новая

Модель Вселенной он соединил три измерения пространства стремя измерениями

времени: 'Трехмерность - функция наших органов чувств. Время - то, что

ограничивает органы чувств. Шестимерное пространство - реальность, мир как

он есть'. Мы одномерны в отношении Времени: Прежде - Сейчас -Потом, и мы

называем время нашим четвертым измерением, по-настоящему не сознавая, что

должна быть линия пятого измерения, перпендикулярная линии времени, Линия

вечности... Вечность можно представить бесконечным числом конечных времен'.

Роман 1905 года, написанный Успенским в 27 лет, был опубликован на

русском через 10 лет под заголовком 'Кинемадрама'. Несмотря на то, что

английский перевод был сделан в 1920-х, он оставался в рукописи до

последнего года жизни Успенского, когда он издал его под названием 'Странная

Жизнь Ивана Осокина'. Время публикования представляется важным, поскольку

роман утверждает, что знание о прежней жизни - великая тайна, которая

раскрывается человеку только один раз. Для человека, знающего тайну, вечное

возвращение не является более вечным; ему только остается прожить еще

несколько жизней, возможно только одну или две, 'чтобы избежать этой ловушки

под названием жизнь'. Волшебник- полностью вымышленный персонаж в романе -

говорит Ивану Осокину:

'Человеку может быть дано только то, что он может использо-

244

П. Д. Успенский

вать; и он может использовать только то, ради чего он что-то

пожертвовал... Поэтому если человек хочет приобрести знание или новые

способности, он должен пожертвовать другим, важным для него на этот момент.

Более того, он способен получить ровно столько, сколько отдал... У вас не

может быть результатов без причин. Своими отказами от чего-либо вы создаете

причины... Теперь вопрос что жертвовать и как жертвовать. Вы говорите, у вас

ничего нет. Не совсем верно. У вас есть ваша жизнь. И вы можете пожертвовать

ее. Это очень небольшая плата, поскольку вы в любом случае хотели бросить

ее. Вместо этого отдайте ее мне и я посмотрю, что с вами можно сделать... Я

не потребую всю вашу жизнь. Хватит двадцати или даже пятнадцати лет... Когда

они пройдут вы сможете использовать ваше знание для самого себя'.

Успенский проводил различие между обычным знанием и 'важным знанием'

даже когда учился в гимназии, а с восемнадцати лет обретение 'важного

знания' стало главной целью его жизни. Поэтому он начал писать и много

путешествовал - в России, на Востоке, в Европе. В 1907 он 'открыл теософскую

литературу...' 'Она произвела на меня сильное впечатление, хотя я сразу же

увидел ее слабую сторону.. у нее не было продолжения. Но она открыла для

меня двери в новый и более широкий мир. Я открыл идею эзотеризма... и

получил новый толчок к изучению 'высших измерений'. В 1909 Успенский

перебрался из Москвы в Петербург, где продолжил изучение оккультной

литературы и прочитал лекции о картах Таро, Йоге и Сверхчеловеке. Сборник

статей на эти темы и книга 'Символизм Таро' были изданы в 1913, но главным

трудом того времени стала другая книга - 'Тег1Ют Огдапит '. которая увидела

свет в 1912.

'ТегИит Огдапит' сразу же признали произведением тадпит ориз. Клод

Брэгдон во введении к английскому изданию писал: 'Назвав книгу 'Тег1шт

Огдапит', Успенский в одном штрихе продемонстрировал нам ту поразительную

смелость, которой характеризуется его мысль... В сущности такой заголовок

говорит: 'Вот книга, которая заново перестроит существующее знание. Огдапоп

Аристотеля сформулировал законы, под которыми происходит мышление субъекта;

Моуит Огдапит Бэкона - законы, под которыми может происходить постижение

объекта; однако же Третье Правило Мысли существовало до первых двух, и

незнание его законов не оправдывает нарушения этих законов. С этого времени

ТегГшт Огдапит будет направлять человеческую мысль и руководить ею'.

К тому времени цель Успенского стала более ясной - найти эзотерическую

школу, которой он мог