работники, как и лояльные и веселые,
заслуживают одинаковой заработной платы. Если обидчивый человек
в трудовом коллективе деморализует всех остальных работников,
даже если он, по своим собственным соображениям, открыто не
выражает свою обиду. Если понаблюдать за деловыми учреждениями,
то можно заметить, как психическое состояние руководителя
пронизывает всех штатных сотрудников, включая тех, кто не имеет
с ним личных контактов. Негармоничный человек вызывает
сопротивление всех окружающих, что делает его жизнь тяжелой в
коллективе. Доброжелательное, веселое и ровное отношение
является действенной смазкой, которая путем уменьшения трения
увеличивает мощность действия.
Следует ли из этого, что мы должны поддаться без
сопротивления любым влияниям, в какой атмосфере мы бы ни
оказались? Если так считать, то это неразумно. Даже если
атмосфера в коллективе подходящая, быть чересчур зависимым от
нее плохо, а не то станем столь чувствительны, что поддадимся
малейшему грубому проявлению при столкновении с внешним миром.
Если же атмосфера неподходящая, то необходим определенный
психический панцирь, защищающий нас от ее влияния. некоторые
наставники сказали бы, что нам следует браться за работу и
перестроить полностью условия путем силы мысли. В поддержку
данного тезиса написано немало романов, а также пьес, таких как
'Возвращение на третий этаж', но лишь амбиции могут заставить
нас поставить такую цель с самого начала, и мы поступили бы
мудрее, удовлетворившись для начала контролем над своим
внутренним миром. В любом случае мы не можем оказывать большое
влияние на наше окружение, пока это окружение не перестанет
оказывать влияние на нас.
Но так как мы должны признать очень сильное влияние
психической атмосферы на нас, давайте вспомним, что эта
атмосфера не что иное, как плод человеческого ума, и нам ни в
коем случае не следует поддаваться этому влиянию пассивно, без
сопротивления. Напротив, мы должны использовать эти условия.
Если мы оказываемся в разрушающей и тревожной атмосфере, то
следует приступать к работе и создать центр безмятежности и
прочности в нашем собственном ближайшем окружении. Этого мы
достигаем внутренней работой, направленной на внешний мир,
путем контролирования собственных реакций на негармоническое
окружение.
Как только психическая атмосфера перестает действовать на
нас, тогда мы начинаем воздействовать на нее. При этом
распространяется стабилизирующая внутренняя атмосфера, и круг
гармонии растекается, как рябь по воде. Вскоре наиболее
чувствительные среди окружающих нас людей начинают испытывать
новое влияние, появившееся в психической атмосфере. Они в свою
очередь реагируют на него, и это влияние усиливается.
Но даже если бы мы в первую очередь, с целью обретения
нами спокойствия духа, приступили к работе в плане изменения
условий, принесших нам несчастье, мы потерпели бы неудачу в
достижении конечной цели. Ибо как бы мы ни пытались создавать и
переделывать мир согласно велению нашего сердца, все же всегда
найдется сморщенный лепесток розы, как тот, который не давал
покоя принцессе из известной сказки. Но если мы овладеем нашим
Внутренним Миром и сумеем удерживать его в спокойствии перед
лицом внешних воздействий таким образом, что сможем произнести
вместе со Св. Павлом: 'Пусть ничто из этого не поколеблет
меня...', мы превратимся в фактор, с которым придется считаться
в психической атмосфере. Перестав быть объектом воздействия, мы
становимся субъектом последнего.
Человек, овладевший своими собственными реакциями и
законами своего Внутреннего Мира, подобен путнику, сделавшему
обувь, чтобы защитить ноги от каменистой тропы.
Нужно понять две вещи, если хотим воспользоваться Древней
Мудростью. Во-первых, психические и эмоциональные условия
обладают воздействием на нас без применения открытой физической