что теперь
называть человека автократом -- значит упрекнуть его. Однако
для многих наставников оккультизма старый принцип автократии
сохраняет свое престижное значение и они требуют
беспрекословной покорности и слепой веры.
По общему признанию, в оккультных делах эту проблему
трудно разрешить, так как тот, кто обладает большими знаниями,
неизбежно должен руководить теми, кто знает меньше, к тому же
многое нельзя объяснить тем, кто не знает пути. Здесь, как и в
любом другом вопросе, есть две стороны, которые нужно
рассматривать. Есть сторона наставника, связанного
обстоятельствами и ответственностью за сохранность доверенной
ему системы, которая, возможно, пришла к нему из далекого
прошлого и изменить которую он, в силу взятых на себя
обязательств, не имеет права. Обладая более высоким знанием, он
знаком с ловушками, встречающимися на Пути, но может не иметь
права показывать их, так как многие из этих ловушек являются
особой формой проверки. Будучи ясновидцем (что является
обязательным для наставника, если он не хочет быть слепым
поводырем слепых) и зная внутреннее состояние своих учеников и
накопленную ими карму, он в то же время может хранить молчание
относительно многого из того, что он видит, как это делал
Иисус, который говорил: 'Если скажу вам, вы не поверите'. И все
же у него может возникнуть желание сделать предупреждение,
которое, если будет услышано, может избавить от многих
трудностей и задержек. В силу этих причин наставник хочет иметь
власть над своим учеником, однако при этом он не должен
забывать, что ни одна человеческая душа не должна брать на себя
ответственность за другую. Так и он не может сделать за своего
ученика ни одного шага его пути или избавить от испытания,
необходимого для его развития. Когда наставник только начинает
свою деятельность, он может испытать огромное желание оградить
своих учеников от страданий, но затем, познавая глубже природу
вещей, он уже смотрит на страдания другими глазами и осознает
их воспитательный смысл. Со временем он все больше и больше
учится посредничать между учеником и Учителем этого ученика во
Внутренних Планах. Он понимает, что его функции заключаются в
том, чтобы дать ученику возможность сознательно вступить в
контакт с Учителем, поручившим этого ученика его заботам на
время обучения, и что как бы ни велика была мудрость
наставника, все же лучше, чтобы ученик сам научился думать,
даже если наставник будет выполнять всю умственную работу за
него и держать его таким образом в состоянии неведения и
неопытности. В любой системе оккультного обучения наставник не
должен ради успеха своего ученика принимать решение за него,
подобно тому, как учитель музыки не может играть вместо своего
ученика на скрипке. Единственное, что может делать каждый из
них, -- это показывать ученику, как это делается, дать ему
принципы, которые направляли бы его, а затем предложить ему
испытать свои силы самому. Только после того, как ученик
наделает ошибок (ни в коем случае не раньше), объяснить, в чем
состоят его ошибки и как их исправить.
Наставник, владеющий истинной системой, которую ему
надлежит передать, имеющий контакты с Учителем и выполняющий
его указания, может спокойно препоручить ученика действию
космического закона. Если он убежден в непригодности того или
иного пути, а ученик, отбросив его наставления, предпочитает
все же идти по этому пути, то в скором времени он обнаружит
свою ошибку и, удостоверившись на практике в мудрости советов
наставника, быстрее примет их и будет готов следовать им в
дальнейшем. Истинная преданность редко возникает до подобного
опыта.
Будущий ученик не должен безоговорочно принимать
требование слепого повиновения как проявления доверия.
Злоупотребление доверием -- это очень старый трюк, который