Рудольф Штайнер. Философия свободы
Рудольф Штайнер. Философия свободы
---------------------------------------------------------------
From: Ruslan Kalendar
---------------------------------------------------------------
Основные черты современного мировоззрения.
Результаты душевных наблюдений по естественно-научному методу.
Rudolf Steiner
Die Philosophie der Freiheit. Grundz ge einer modernen Weltanschauung.
Beobachtungs-Resultate nach naturwissenschaftlicher Methode.
Предисловие к новому изданию 1918 г.
НАУКА СВОБОДЫ
I. СОЗНАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА
II. ОСНОВНОЕ ПОБУЖДЕНИЕ К НАУКЕ
III. МЫШЛЕНИЕ НА СЛУЖБЕ У МИРОПОНИМАНИЯ
IV. МИР КАК ВОСПРИЯТИЕ
V. ПОЗНАНИЕ МИРА
VI. ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ
VII. СУЩЕСТВУЮТ ЛИ ГРАНИЦЫ ПОЗНАНИЯ?
ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ СВОБОДЫ
VIII. ФАКТОРЫ ЖИЗНИ
IX. ИДЕЯ СВОБОДЫ
X. ФИЛОСОФИЯ СВОБОДЫ И МОНИЗМ
XI. ЦЕЛЬ МИРА И ЦЕЛЬ ЖИЗНИ (НАЗНАЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА)
XII. МОРАЛЬНАЯ ФАНТАЗИЯ (ДАРВИНИЗМ И НРАВСТВЕННОСТЬ)
XIII. ЦЕННОСТЬ ЖИЗНИ (ПЕССИМИЗМ И ОПТИМИЗМ)
XIV. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ И РОД
ПОСЛЕДНИЕ ВОПРОСЫ
ВЫВОДЫ МОНИЗМА
ПРИЛОЖЕНИЕ I
ПРИЛОЖЕНИЕ II
Предисловие 'КНИГА-МИСТЕРИЯ'
(Карен Араевич Свасьян)
Евангельское 'не мечите жемчуг перед свиньями' Рудольфу Штейнеру
пришлось однажды слегка отредактировать, поменяв -- очевидно, не столько из
соображений такта, сколько из соответствия увиденному -- индекс
анималистической символики с прежних свиней на более актуальных петухов. Вот
это параболически разящее место из второй лекции цикла 'Оккультные основы
Бхагават-Гиты': 'Когда на пути лежит жемчуг и на него натыкается петух, то
петух не придает жемчугу никакой особой ценности. Такими петухами являются
по большей части современные люди. Они ничуть не ценят жемчужин, открыто
лежащих перед ними; то, что они ценят, есть нечто совершенно иное, именно,
они ценят собственные свои представления'. Сказано по другому поводу, но все
еще и по этому; из всех жемчужин, открыто предлежащих взору, 'Философия
свободы' остается едва ли не самой неувиденной: XX век, на пороге которого
она была написана и порогом которого стала, предпочел ей, этому бесценному
самородку духа, кричаще дешевую бижутерию собственных представлений:
марксистских, фрейдистских, экзистенциалистских, позитивистских,
неопозитивистских, постнеопозитивистских и Бог весть каких еще...
Безупречное правило Э.Ренана: 'Если вы хотите подчеркнуть важность
какой-либо идеи, устраните ее и покажите, чем сделался бы мир без нее', не
требует в этом случае никакого коньюкти-ва; вот уже ровно сто лет, как книга
эта систематически замалчивается или не замечается профессионалами и
любителями духовности, и отнюдь не в целях подчеркивания ее важности. Но
правило -- в эвристической ли интерпретации или как очередная sаncta
simplicitas набитых собственными представлениями 'петухов' -- остается в
силе: онтология нашего века вполне позволяет охарактеризовать себя как
столетний итог одной непрочитанной книги -- наш мир, мир, в котором мы
живем, -- это мир, прошедший мимо 'Философии свободы': имеющий глаза, чтобы
видеть, да видит! И сразу же -- слева и справа, почти в унисон -- меня
перебивают 'чужие' и 'свои'. 'Чужие' -- снисходительно, вполоборота, не без
крупиц надменной иронии, ну да, с большим запасом собственных представлений:
Помилуйте, да ведь это чистейшей воды фантазерство -- ставить судьбы мира в
зависимость от какой-то прочитанной или непрочитанной книги! -- Так скажут
они, и еще довольно потрут при этом руки. Спорить с ними бесполезно: пусть
себе поклевывают стекляшки собственных вычитанных из всякого рода книг
представлений, согласно которым судьбы мира следует ставить в зависимость от
'объективного хода истории' или 'вола Божьей' или каких-то там еще бездарно
усвоенных и машинально повторяемых слов. Я же останусь при своем
'фантазерстве': мир губят книги -- некстати прочитанные и кстати не
прочитанные... Пусть покажут мне хоть одно сколько-нибудь значительное
историческое событие, в разоблачении которого можно было бы вообще обойтись
без правила: 'ищите книгу'. Litterarus intemperantia laboramus (В чтении мы
грешим неумеренностью) -- так означено это в