порога'.
**Настолько неуслышанной оказалась 'Философия свободы' с ее
перспективами совершенно новой эзотерики, что пришлось расчищать авгиевы
конюшни теософии для закладки камня будущего Гетеанума!
'Познайте истину, и истина сделает вас свободными' -- это глубочайшее
евангельское слово легло в основу композиции книги, каждая из обеих частей
которой реализует поступенчатость самого изречения: 'познайте истину' --
'Наука свободы', и 'истина сделает вас свободными' -- 'Действительность
свободы'. Ибо только истина приводит к свободе; вымороченная в веках
философской традиции и уткнувшаяся в неизбежный тупик философской апоретики
проблема 'свободы воли' предстает как очередная болезнь языка -- по
существу, 'воля' подставлена здесь вместо 'мысли', так что вместо того,
чтобы говорить о свободе мысли, философы тщетно цеплялись за призрак свободы
воли. Но воля именно -- несвободна, или, скорее, ее свобода загадана в
освобождении самой мысли от чувственных шлаков и уже потом в абсолютной
идентификации обоих элементов, где мысль и воля даны не раздельно, а слитно,
как мыслеволие и волемыслие целостного познающего и действующего субъекта.
Скажем это уже здесь, предвосхищая будущие выводы анализа: действительность
свободы, не предваренная наукой свободы, рискует стать всем, кроме
настоянной на истине свободы. Ибо свобода, понятая как раскрепощение воли от
насильственно привитых внутренних и внешних конвенций, есть псевдосвобода,
освобождающая человека от морального рабства, чтобы закабалить его рабством
инстинктов; раскрепощение воли, т.е. бессознательной темной стихии равно
воцарению хаоса и произвола. Настоящая свобода начинается с раскрепощения
мысли', мысль -- единственное игольное ушко, сквозь которое открываются
перспективы человеческой свободы. 'Познайте истину' -- это значит: усвойте
собственную мысль, дабы мысль стала вашим вожатым на путях к истине, которая
и 'сделает вас свободными'.
И вот что впервые узнается нами в этой науке свободы: в мышлении мы
совершенно не зависим от внешнего мира (включая и нашу собственную
физиологию, которая принадлежит все еще к внешнему миру). Все остальное --
весь непосредственный образ мира -- мы получаем извне, через внешние органы
чувств; мысль -- единственное, что дано нам автономно и без какой-либо
соподчиненности телесным и душевным процессам. Самое существенное здесь то,
что это первое узнание мысли есть не догматически констатируемое априори, а
опыт в самом прямом эмпирическом смысле слова, но опыт, как это явствует из
специфики его предмета, не чувственный, а сверхчувственный.
*И может быть с большей энергичностью следовало бы сказать это и о
позднейшем -- уже в преддверии смерти -- вступлении в Антропософское
общество: все с той же целью?
Отсюда вытекает очевиднейшее условие: не спорить, а проверять; все
возражения дипломировенных философов против 'Философии свободы' обречены на
бессмысленность до тех пор, пока в основе этих возражений будет лежать не
эмпирическая уверенность в лично пережитом, а пустое бряцание
рационалистическими кимвалами. 'Когда появилась моя 'Философия Свободы', --
вспоминал позднее Штейнер, -- меня раскритиковали как самого несведущего
начинающего писателя. Среди критиков был господин, которого побуждало писать
собственные книги только то, что он не понял бесчисленного мнЪжества чужих.
Он глубокомысленно поучал меня, говоря, что я заметил бы свои ошибки, если
бы 'глубже изучил психологию, логику и теорию познания'; он тут же
перечислил мне книги, которые я должен прочесть, чтобы стать таким же умным,
как он: 'Милль, Зигварт, Вундт, Риль, Паульсен, Б.Эрдман''. Позитивизм
оттого и ставит мысль на костыли чувственности, что, стремясь во всем
держаться опыта, догматически сводит опыт только к чувственным данным. Между
тем суть философского критицизма состоит как раз в том, чтобы не принимать
ничего на веру без предварительного прогона через контроль сознания. Этот
критицизм, потопленный Кантом в бесчисленных уступках догматизму, был
впервые во всем объеме реализован штейнеровской феноменологией мысли. Мы
строго держимся здесь опыта, не связывая его заведомо всякого рода
ограничениями, но доверяясь ему и контролируя его собственной здоровой силой
суждения. Постепенно выясняется, что