не должно оставаться
пассивным экраном, на котором автоматически возникают всевозможные сочетания
понятий и представлений, так что мне приходится лишь исполнять роль
прилежного оператора, прикидывающегося... 'мыслителем'. Условие вполне
однозначное: каждое из перечисленных выше понятий может быть допущено в мое
очищенное сознание только после того как я приобрету соотвествующий ему
опыт. Таково единственное по существу правило, которое я вынужден принять,
если намереваюсь мыслить сам, а не потому, что случайно научился этому;
только тогда может философия перестать быть болезнью языка и стать
действительным познанием. Разумеется, из сказанного никак не следует, что
правилу этому следует подчиняться с тупой педантичностью буквоеда; в живом
праксисе становления мысли его придется нарушать едва ли не на каждом шагу.
Но, даже нарушая его, важно помнить: если я по случаю употребляю термин или
высказываю суждение, не имеющее пока за собой опытной основы, то делаю я это
не слепо, а вынужденно и скорее всего эвристически -- в кредит будущему
опыту и как бы в накликание его. Здесь, в этой точке, 'как' 'Философии
свободы' совпадает с ее 'что', т.е. учась адекватно читать ее, мы усваиваем
уже ее содержание.
*Христиан Моргенштерн проверил это кантианское правило в своеобразном
физическом эксперименте: 'Какое странное ощущение -- вмысливаться
вертикально в землю к собственным ногам. Мыслишь как вкопанный, фантазия
буквально задыхает-ся'. Сhr. Могgenstern, Stufen. Gesammelte Werke in einem
Band, Мunchen, 1977, S.370.
**Любители неожиданных аналогий наверняка усмотрят здесь генезис
оруэллов-ской 'полиции мысли'.
Основная тональность книги задана в ее подзаголовке: 'Результаты
душевных наблюдений по естественнонаучному методу'. Подзаголовок внешне
имитирует и эпатирует гартмановскую 'Философию бессознательного' с
предпосланным ей мотто: 'Спекулятивные результаты по
индуктивно-естественнонаучному методу'. Эдуард фон Гарт-ман -- 'умнейший муж
века', как назвал его однажды Штейнер -- основной оппонент и, возможно,
наиболее выдающийся из всех 'латинских двойников' молодого Штейнера;
'Философия свободы' в этом ключе и на противофоне гартмановской 'Философии
бессознательного' писалась именно как 'философия сознательного' (полемика с
Гартманом, явная и скрытая, охватывает тут множество страниц). Что же лежит
в основе различия или, скажем так, энгармонического равенства подзаголовков
обеих книг? Прежде всего необходимость не диссонировать с познавательными
тенденциями эпохи. Естественнонаучное познание со второй половины XIX века
солирует в концерте мировоззрительных дисциплин, и не считаться с ним,
отдаваясь давно изжитым навыкам метафизических или мистических умозрений,
значило бы выпасть из ритма исторических модификаций. Так, с одной стороны.
С другой стороны, все очевиднее проступала угрожающая тенденция одеревенения
этого познания в материалистическом толковании; становилась обычной картиной
ситуация естествоиспытателя, способного на великие открытия и жалкие их
интерпретации (случай Геккеля), причем с внешней популярной точки зрения
интерпретации выглядели настолько прилипшими к открытиям, что возникла
иллюзия их органического единства. Вставала неизбежно порочная альтернатива:
либо впрягать естествознание в ярмо материализма, либо же, не приемля
материализма, дискредитировать и естествознание; водораздел между
'университетом' и 'богемой' расщеплял в этом пункте единство культурной
жизни на две бессильно тягающиеся друг с другом половины. Несомненным было
одно: борьба вокруг естественнонаучного познания оборачивалась борьбой за
дух, где духу предстояло либо углубить данные научного материализма до
нового выхода в духовное (но уже не поэтически-духовное, а научно-духовное),
либо же самому застрять в этих данных и патологически принимать себя за...
свойство высокоорганизованной материи. Вот что означает ориентация на
'естественнонаучный метод' в подзаголовках обеих -- гартмановской и
штейнеровской -- книг: форма мысли и ход мысли следуют здесь в строжайшем
соответствии с эмпирическими процедурами природопознания. Раскол знаменуется
содержательным планом: Гарт-ман подчиняет эмпирику наблюдения спекуляции,
т.е. чисто априорному умозрению, в итоге,