мысли, столкнувшейся с 'творческими
силами природы', не пробивается к конкретному переживанию, а останавливается
на упрямо-трусливом 'вот и все'. Представим себе, что такому остановившемуся
философу попадает в руки мистическая литература, скажем Дионисий Ареопагит.
'Что за чушь!' -- воскликнет он, пробежав глазами несколько страниц.
'Блаженны, -- воскликнет он в лучшем случае, -- все верующие в этих Ангелов,
Архангелов, Архаев и прочая!' Его терминологический слух, воспитанный на
привычно философских и естественнонаучных понятиях, отказывается иметь дело
с подобными сказками (как будто не он почтительно замирает перед сказками
математической физики с ее 'волновыми пакетами', 'черными дырами' и
'очарованными частицами'*.). Спору нет: для него это именно сказки, вот и
все. Но представим себе теперь, что ему удалось бы раскантианизировать свою
мысль и проработать ее в духе 'Философии свободы'. Тогда 'творческие силы
природы' предстали бы ему не в заколдованном круге познавательного
дезертирства, а как изумительное и неназванное переживание мысли, в котором
он опознал бы объективное присутствие Космических Сущностей. Вот тут-то и
ахнул бы он, наткнувшись на Дионисия Ареопагита: 'Так вот оно что! Да это же
то, что я пережил мысленно и для чего не смог подыскать соответствующего
философского понятия!' Философия и естествознание трансформируются тут в
духовную науку, которая нисколько не противоречит физическому эксперименту,
но напротив как раз углубляет его до сущностного самообъяснения. Ведь
фактически и по существу любой физик, геолог, биолог, естествоиспытатель
практикует уже бессознательный оккультизм, или, выражаясь с крупицей
молье-ровской соли, говорит, сам того не ведая, прозой. Вопрос в том, будет
ли его мыслительный уровень соответствовать уровню его экспериментальной или
теоретической техники? Иначе, предпочтет ли его мысль позитивистическому
шезлонгу путь 'Философии свободы'? Если да, то только это и станет настоящей
победой над материализмом и самореализацией познания. Если же нет, то все
равно: оккультизм, выгнанный через дверь, влезет-таки через окно, на этот
раз в уродливейших формах. Смятенные физики заголосят-таки о 'рудиментарной
сознательности элементарных частиц', а их не менее смятенные коллеги-биологи
и вовсе станут пропадать на сеансах 'трансцендентальной медитации'...
Цепь аналогий продолжается дальше. Выясняется, что опыт мысли,
прослеженный до сих пор, имел дело со сверхчувственной основой чувственного.
Еще один шаг, и мысль погружается в чисто духовное, в сферу, переживание
которой обозначается в оккультизме техническим термином 'испытание
воздухом'. Здесь уже приходится опираться не на чувственные манифестации
духовного, а на самое себя. Потрясающий опыт некой перевернутой зеркальной
симметрии ожидает тут мысль, когда она опознает себя уже не в понятийной
форме, ищущей соответствующих чувственных данных, а как ОРГАН ВОСПРИЯТИЯ.
Ибо если, обращенная к чувственному миру, мысль сталкивалась с восприятиями,
которым недоставало нужных понятий, то теперь, повернутая к миру духовному,
она ощущает себя понятием, которому недостает как раз нужного восприятия.
Эту зону мысли Кант обозначил как Grenzbegriff, отрицательно мыслимое
демаркационное понятие, и наложил запрет на выхождение за ее пределы;
инстинктивный страх перед духовным познанием сказался тут со всей силой.
Ведь если познание всегда осуществляется через синтез понятия и восприятия и
если в случае чувственного мира речь идет о чувственных восприятиях, то
познание духовного мира требует соответственно сверхчувственных восприятий.
Мысль 'Критики чистого разума', отождествившая себя с пустой логической
формой, в ужасе отшатывается от таковых; мысль 'Философии свободы', всегда
интуитивная, а значит, соединяющая в себе форму и содержание, только и
взыскует таковых. Мысль как орган восприятия', по аналогии с глазом,
воспринимающим цвет, и ухом, воспринимающим тон, мы говорим: если цвет и тон
суть объекты восприятия для глаза и уха, то и мысль имеет свои объекты
восприятия, не менее реальные, а при достаточном опыте и более реальные, чем
цвет и тон, и эти объекты восприятия мысли суть идеи. Идеи -- повторим это
тысячу раз -- не вычитанные из какой-либо 'священной книги' или услышанные
из каких-либо авторитетных уст и оттого оборачивающиеся