пустыми идолами,
калечащими жизни и судьбы; идеи увиденные, услышанные, пережитые лично и уже
преображенные в идеалы, по которым ориентируется жизненный праксис.
Почитатели молодого Штейнера-философа в недоумении отворачивались позднее от
Штейнера-тайноведа; теософские поклонники Штейнера закрывали глаза на
Штейнера-методолога и гносеолога. Одним казалось невозможным, чтобы человек,
столь строго следовавший естественнонаучному стилю, вдруг стал говорить об
'Акаша-хронике' и таинствах жизни после смерти; другие никак не могли
примириться с тем, что 'величайший оккультный учитель' был в молодости
почитателем... Эрнста Геккеля и Фридриха Ницше. Между этими полюсами
недомыслия -- Ахиллесом, отстающим от черепахи, и черепахой, уверовавшей в
свою необгоняемость, -- лежала одна непрочитанная книга.
Характерно: возражения, записанные Э.фон Гартманом на полях посланного
ему Штейнером экземпляра 'Философии свободы', начинались с титульного листа.
Следовало бы, по Гартману, озаглавить книгу так: 'Теоретикопознавательный
монизм и этический индивидуализм'. Что этот гартмановский вариант в
буквальном смысле довольно точно отражает композиционный корпус книги, не
подлежит сомнению, как не подлежит сомнению и то, что в этом буквальном
отражении упущенным оказался ее высший и по сути единственный смысл. Гартман
мотивирует свои возражения в частности тем, что разбор свободы не занимает
здесь 'сколько-нибудь существенного места'. Поскольку же под определенным
углом зрения проблематика книги охватывала тематический круг всех трех
кантовских критик (познавательную тему 'Критики чистого разума' в первой
части, этическую тему 'Критики практического разума' во второй и тему
свободы 'Критики способности суждения', объединяющую первые две), то
синтетическое заглавие ее как бы намеренно разлагается Гартманом на
аналитические составные части, именно: познание и мораль. Разбору свободы --
в традиционном смысле -- здесь как бы и в самом деле не остается места. Ибо
традиционно разбираемая свобода не умещалась ни в теории познания, где
господствовала логическая необходимость, ни в морали, где господствовала
необходимость этическая;, предоставленная ей топика ограничивалась либо
специально метафизическими трактатами, либо сугубо теологической
проблематикой, либо же -- на худой конец -- чисто эстетическими задворками,
как, скажем, посильная интерпретация формулы, изреченной в свое время Павлом
III в связи с окаянствами Бенвенуто Челлини: 'Знайте, что такие люди, как
Бенвенуто, единственные в своем художестве, не могут быть подчинены закону'.
Реакция Гартмана на заглавие книги и уже на ее содержание вполне
ответствовала традиции; что ускользнуло от него, так это совершенная
небывалость и новизна подхода. Топика свободы в 'Философии свободы' занимает
центральное место именно в регионе познания и регионе морали, связуя оба
региона 'не подчиняющимся закону' художеством. Переход от первой части книги
ко второй Штейнер обозначил однажды как 'путь от этически нейтрального
естествознания к миру нравственных импульсов'. Если что-либо могло в корне
противоречить традиции Нового времени, то именно этот переход; познание и
мораль выглядели к концу XIX века настолько гетерогенными и отчужденными
друг от друга, что примирение их на практике оказывалось по плечу разве что
самому отъявленному ханжеству и лицемерию. Повторялась классическая парабола
о двух руках, одна из которых посильно восстанавливала то, что упоенно
разрушала другая. Этически нейтральное естествознание машинально дополнялось
познавательно нейтральной моралью: уже Декарт мог атеистически
свирепствовать в своих естественнонаучных конструкциях и одновременно
совершать паломничество к Сан-Лореттской Богоматери; уже Ньютону приходилось
совмещать свой обезбоженный Космос с привычкой обнажать голову при
упоминании Бога -- куда более честным и мужественным оказался бравый кавалер
Лаплас, посмевший ответить на вопрос Наполеона о Боге: 'Ваше Величество, я
не нуждался в этой гипотезе', и куда более трусливым его соавтор по
космогонии, все тот же лукавый Кант, научно изгнавший из человека призрак
бессмертной души, разоблачив ее как шарлатанство, и заставивший человека
морально верить в это шарлатанство! В итоге: познание без морали
оборачивалось