сплошным естественнонаучным 'Содомом', мораль без познания --
сплошной дрессировкой и солдафонским 'Так точно!'. Что может быть
паталогичнее современной типичной картины, когда лауреаты Нобелевской премии
сначала выполняют 'госзаказы' по ликвидации планеты, а потом скопом и врозь
подписывают всяческие жалкие петиции о 'моральной ответственности ученого**.
Честно признаемся себе: если познание без морали -- это 'Система природы'
Гольбаха, то моральной отрыжкой такого познания может и должен быть...
маркиз де Сад, впрочем и в самом деле открыто исповедовавший
'гольбахианство'*.
Вот во что вырождалась мораль, лишенная познавательной основы! Но
очевидно, что прежде должно было выродиться само познание: этически
нейтральное естествознание, которому за отсутствием притока имманентных
нравственных импульсов не оставалось ничего иного, как 'утекать' в технику и
инженерную смекалку, чтобы потом покаянно бряцать бессильно моральными
погремушками. Понятно, что жизнеспособность морали зависела от
жизнеспособности самого познания; свобода, перепрыгивающая через познание и
силящаяся реализовать себя сразу в морали, неизбежно оборачивалась свободой
от морали. Возникала роковая альтернатива: аморальной свободы и несвободной
морали. Смертельный удар, нанесенный этой последней Фридрихом Ницше,
прокидывался уже перспективами тотального нигилизма. Вспомним жуткий прогноз
Ницше, назвавшего себя однажды 'самым независимым человеком в Европе': 'То,
что я рассказываю, есть история ближайших двух столетий. Я описываю то, что
надвигается, что не может уже надвигаться иначе: восхождение нигилизма'. И
еще этот взрыв пароксического самосознания: 'Я знаю свой жребий.
Когда-нибудь с моим именем будет связываться воспоминание о чем-то
чудовищном -- о кризисе, какого никогда не было на земле, о самой глубокой
коллизии совести, о решении, предпринятом против всего, во что до сих пор
верили, чего требовали, что считали священным'. Самая глубокая коллизия
совести: выбирать между честным нигилизмом и бесчестной моралью и отдавать
предпочтение нигилизму как раз потому, что в глубине души остаешься
моральнейшим из людей (Ницше -- 'малень -кий святой', 'il piccolo Santo' в
оптике не читавших его книг случайных путевых знакомых); садистические
консеквенции выбора, толкнувшие Сада в праксис порока и преступления,
повернуты у Ницше внутрь -- жало чудовищно неконтролируемой свободы
дожалило-таки его до сумасшествия... Это ницшевское сумасшествие и
трансформируется Штейнером в небывалое душевное здоровье; но сумасшествие
Ницше оказывалось по существу уже не личной судьбой 'безбожника и крысолова'
Ницше, а потенциальной судьбой эпохи, навсегда потерявшей в Ницше свое
сомнительное викторианское здоровье; И вот что нелепо: автора 'Философии
свободы' считали... ницшеанцем; кильский профессор Фердинанд Теннис (один из
будущих 'столпов' немецкой социологии) развил даже эту тему в довольно
развязной форме. Нелепость, впрочем, вполне извинительная, если учесть, что
дело шло об очередном профессорском недоразумении; но связь этой книги с
Ницше и разрешение в ней глубочайшей коллизии совести принадлежит при всем
том к числу наиболее уникаль-ных духовных событий Нового времени: здесь
впервые было продемонстрировано искусство 'философствования молотом', без
того чтобы сам философствующий сходил с ума. В цитированном выше письме к
Розе Майредер об этом сказано со всей недвусмысленностью: '... мне больно,
что Ницше не может больше прочитать мою книгу. Он принял бы ее такой, как
она есть: в каждой строке как личное переживание'. И еще определеннее в
почти одновременном письме к Паулине Шпехт: 'Заболевание Ницше причиняет мне
особенную боль. Ибо я твердо убежден, что моя 'Философия свободы' не прошла
бы для Ницше бесследно.
*Ср.: 'Система Гольбаха есть реальное и неоспоримое основание моей
филосо-фии, и я ее ярый приверженец, если понадобится, вплоть до
мученичества'. Sade, Letters choisies, Рапа, 1963, р. 143.
Целое множество вопросов, оставлен-ных им открытыми, нашел бы он у меня
в их дальнейшем развитии и наверняка согласился бы со мною в том, что его
моральная концепция, его имморализм увенчи-вается лишь моей 'философией
свободы'*, что его 'моральные инстинкты', надлежа-щим