из этого карантина анонимности, ища повсюду, как манны
небесной, хоть сколько-нибудь заразных мест. Посредственной и плоской морали
вызывающе противопоставлялась сфера выразительного во всех его причудах и
внезапностях, от элементарной склонности к эпатированию до сейсмических
толчков художественного гения. Антиномия осознана и сформулирована
первенцами XIX столетия; ее манифест -- 'Или-или' Киркегора, сталкивающее в
смертельной схватке наслаждение и долг, неповторимое эстетическое мгновение
и постылую до однообразия этическую вечность. Эстетическое отвращение к
морали граничит почти что с патологией и аномалией; мобилизуется весь
бестиарий аморальности, чтобы избежать моральной стерильности: цинизм,
высокомерие, ложь, усмешка, поэтизация зла, и уже модулируя в практику:
алкоголь, наркотики, извращения, даже самоубийство. Флобер в Иерусалиме
восторгается прокаженными ('Вот куда бы привести колористов!'); 'когда мне
удается, -- говорит он в одном письме, -- найти в чем-нибудь, что все
считают чистым и прекрасным, гниль или гангрену, я вскидываю голову и
смеюсь'. Бодлер, иступленно выращивающий 'цветы зла' в пику надушенным
букетам буржуазной добродетели, воспевает 'падаль' в одном из самых
прекрасных поэтических творений века. Какой-то обворожительной адвокатской
уверенностью отдает от нашумевшей фразы Оскара Уайльда об авторе изящных
искусствоведческих эссе: 'То, что автор был отравителем, не служит доводом
против его стиля'. И вновь подает свой голос 'радикальный до преступления'
Фридрих Ницше: 'Чувства русских нигилистов кажутся мне в большей степени
склонными к величию, чем чувства английских утилитаристов' -- таков крайний
вывод из программного тезиса ницшевской космодицеи: 'Мир может быть оправдан
только как эстетический феномен'. И одновременно сжигает себя в бессильном
гневе против воцаряющейся серости 'русский Ницше', Константин Леонтьев: 'Не
ужасно ли, не обидно ли думать, что Моисей всходил на Синай, что эллины
строили свои изящные акрополи, римляне вели пунические войны, что гениальный
красавец Александр в пернатом шлеме переходил Граник и бился пред Арбеллами,
что апостолы проповедовали, мученики страдали, поэты пели, живописцы писали
и рыцари блистали на турнирах для того только, чтобы французский, немецкий
или русский буржуа в безобразной и комической своей одежде благодушествовали
бы 'коллективно' и 'индивидуально' на развалинах всего этого прошлого
величия?' Удесятерим эти примеры, и мы, должно быть, поймем, какая страшная
пропасть разверзлась между постылой монотонной моралью и неистребимой
потребностью души в ярких слепящих красках. Вопрос, преследующий как
наваждение: неужели для того, чтобы быть добродетельным, нужно непременно
быть скучным? И уже в обратном проведении: неужели только зло может быть
вразумительным и интересным? Ответная реакция морали не заставила себя
ждать: яркость квалифицировалась как 'демонизм'; гениальным отщепенцам
мстили, эксплуатируя весь арсенал злобно-мстительных средств: норвежский
критик публично призывал высечь Ибсена розгами; какой-то английский
журналист, третьесортный писака фельетонов, протиснувшись в толпе к Оскару
Уайльду, ведомому из зала суда в тюрьму, плюнул ему в лицо -- можно
представить себе, какой вздох облегчения пронесся по Европе, когда в дело
вмешались ученые-психиатры и поставили диагноз: гениальность -- это
помеищ-тельство. Так мстила оскорбленная мораль, но ни один из этих актов
мести не избавлял самое ее от собственного е'е диагноза: мораль -- это
зевота. Вот тут-то и случилось поистине нечто невероятное. 'Философия
свободы', вырвав мораль из катехизиса и вернув ее переживаниям, совершило
чудо: ОТНЫНЕ И В МОРАЛИ МОЖНО БЫЛО БЫТЬ ГЕНИАЛЬНЫМ. То, что изумительно
предчувствовал Шиллер в 'Письмах об эстетическом воспитании' (спасение
морали через игру), о чем необыкновенно метко обмолвился однажды аббат
Галиани*, то, до чего почти уже дотягивался Ницше в грезах о морали, ставшей
инстинктом, и что вырвало однажды у Владимира Соловьева обжигающий вскрик о
'вдохновении добра', все это стало здесь ослепительной явью и возможностью.
Фантазия, считавшаяся до сих пор прерогативой искусства и с грехом пополам
признаваемая в науке, сорвала мораль с мертвых петель прописного долга и,
отождествив ее с