мне одному присущий лад. Лишь когда
достигаешь цели, узнаешь, что достиг ее. Но возможно, что в том, чем я
занят, время учительства вообще миновало. Философия все еще интересует меня
почти лишь как переживание отдельного человека...' В этом исповедальном
отрывке сжата вся романтическая энергия века, от Байрона и Шумана до Ницше;
придется обратиться к той замершей в интроспективном восторге главке из
ницшевского 'Ессе homo', где описывается состояние, из которого вышел
'Зарату-стра' ('Это мой опыт инспирации; я не сомневаюсь, что надо вернуться
на тысячелетия назад, чтобы найти кого-нибудь, кто вправе мне сказать: 'это
и мой опыт'), да, придется иметь в виду самые высоковольтные случаи
разрешения от шедевров -- все равно художественных или умозрительных, ибо
шедевр всегда запределен таксономическим рубрикам школьной эстетики, --
чтобы получить представление о том, как писалась 'Философия свободы'.
Послушаем снова: '... я сорвался бы, попытайся я одновременно искать
подходящих путей для других'. И еще: '... в том, чем занят я, время
учительства вообще миновало'. Заметим: это говорит человек, который через
считанные годы выступит в мире как учитель, и если графика прописных букв
способна хоть сколько-нибудь уместить случившееся в восприятие, скажем так:
как УЧИТЕЛЬ. Парадокс или противоречие? Как вам будет угодно. В таких вещах
отвечать должен каждый, и каждый ответит на это в меру съеденной и
переваренной им самим свободы. Но то, что учитель свободы фактически не мог
предстать в традиционно-стереотипной личине 'мэтра' с усевшимися у его ног и
разинувшими рты учениками, что учитель свободы должен был прежде всего и сам
быть свободным, в том числе и от церемониальных суеверий учительства как
такового, и стало быть, начать учительствовать, лишь приобретя мощнейшую
прививку от всякого рода учительствования, -- это не подлежит никакому
сомнению. Он подыщет-таки уже задним числом несметные контуры общего пути;
книга 'Как достигнуть познания высших миров?' станет 'Философией свободы'
для всех, но для того чтобы это оказалось возможным, потребовались и всегда
будут требоваться два беспощадных условия: во-первых, вакцину свободы --
опаснейший дар, способный обернуться как моральным свечением, так и
'Содомом', -- он должен был поначалу опробовать только на себе самом (именно
так, как это описывают строки приведенного выше письма), и во-вторых,
'Философия свободы' только тогда перестанет быть 'переживанием отдельного
человека' и станет переживанием 'всех', когда эти 'все' будут уже не скопом
всякого рода общественных пристанищ, в том числе и антропософского, а
'каждым в отдельности', именно, не 'штейнерианцем', волочащем на спине мешок
чужих мудрейших цитат на все случаи жизни и смерти (противники антропософии,
судящие о ней по таковым, знают ли, как судил о них и как ими мучился --
Штейнер?)*, ни вообще каким-либо '...ианцем', а САМИМ СОБОЙ: ницшевские
'семь шкур одиночества', от которых так и разит а- и анти-социальностью, --
обязательная примерка для каждой души, намеревающейся облачиться во фрак
социальности (чтобы фрак сей не висел на ней мешком, а был с иголочки). Да,
романтический вызов одиночеством, но и вместе с тем какая иная тональность!
Вчитаемся снова в приведенный отрывок: '... я пробивался сквозь дебри на
свой лишь мне одному присущий лад'. В устах романтика это звучало бы
жалобой; романтик, кичащийся своим одиночеством, ни за что не упустил бы
случая горько посетовать на него. Здесь это звучит почти как оправдание: да,
я шел своим путем и не мог быть в помощь другим... Слишком сильно жгла меня
изнутри тоска по цели... Но возможно в будущем я смогу еще помочь другим...
Обособленность и крайний индивидуализм совершенно отчетливо даны здесь в
ключе их будущего преодоления; музыкально говоря, не в темном понижающем
бемоле, гипнотически влекущем душу в пучину тристановских 'невыразимостей',
а в светлом повышающем диезе, исцеляющем душу от боли -- к делу. Поль Валери
прекрасно выразил это в своей характеристике Леонардо да Винчи: 'Его не
страшила бездна. Бездна наводила его на мысль о мосте'. Бездонность
'Философии свободы' -- тема, требующая особой внутренней закалки; можно,
впрочем, наткнуться на искреннее читательское недоумение, говоря о 'безднах'
этой безупречно кристальной мысли. --