Рудольф Штайнер

Философия свободы (Часть 1)

нами в одном

всемирно-историческом явлении: в противоположности целостного миропонимания,

или монизма, и теории двух миров, или дуализма. Дуализм обращает свой взор

только на осуществленное человеческим сознанием деление между Я и миром. -

Все его стремление является бессильной борьбой, направленной на примирение

этих противоположностей, которые он называет то духом и материей, то

субъектом и объектом, то мыслью и явлением. Он чувствует, что должен

существовать мост между обоими мирами, но он не в состоянии его найти.

Переживая себя как 'Я', человек не может мыслить это 'Я' иначе, как на

стороне духа. А противопоставляя этому Я мир, он вынужден причислять к

последнему данный его внешним чувствам мир восприятий, мир материальный. Тем

самым человек включает самого себя в противоположность духа и материи. Он

тем более вынужден поступать таким образом, что к материальному миру

принадлежит его собственное тело. 'Я' принадлежит, как часть, к духовному, а

материальные вещи и процессы, воспринимаемые внешними чувствами, к 'миру'.

Все загадки, относящиеся к духу и материи, человек должен снова найти в

основной загадке своего собственного существа. Монизм обращает свой взор

только на единство и пытается отрицать или сгладить уже существующие

противоположности. Ни одно из обоих воззрений не может удовлетворить, так

как они не в состоянии справиться с фактами. Дуализм рассматривает дух (Я) и

материю (мир) как две принципиально различные сущности, и поэтому не может

понять, как они могут воздействовать друг на друга. Как может дух знать то,

что происходит в материи, если ее своеобразная природа совершенно чужда ему?

Или как может он при этих условиях действовать на нее таким образом, чтобы

его намерения превратились в поступки? Для разрешения этих вопросов были

выставлены самые остроумные и самые нелепые гипотезы. Но и с монизмом дело

обстоит пока немногим лучше. Он пытался до сих пор выйти из затруднения

трояким способом: либо отрицая дух и становясь материалистом, либо отрицая

материю, чтобы искать спасения в спиритуализме, либо, наконец, утверждая,

что и в простейшем существе материя и дух неразрывно связаны между собой, и,

значит, нет ничего удивительного, если оба эти способа существования,

которые ведь нигде не разделены, выступают и в человеке.

Материализм никогда не может дать удовлетворительного объяснения мира.

Ибо каждая попытка объяснения должна начаться с образования мыслей о мировых

явлениях. Поэтому материализм начинает с мысли о материи или о материальных

процессах. Таким образом он имеет перед собой уже две различных области

фактов: материальный мир и мысли о нем. Он пытается понять последние тем,

что рассматривает их как чисто материальный процесс. Он полагает, что

мышление в мозгу совершается приблизительно так же, как пищеварение в

животных органах. И подобно тому как он приписывает материи механические и

органические действия, точно так же приписывает он ей и способность мыслить

при известных условиях. Он забывает, что он только переместил проблему.

Вместо того чтобы приписать способность мышления самому себе - он

приписывает ее материи. И тем самым он снова оказывается у своей исходной

точки. Каким образом материя достигает того, чтобы размышлять о своем

собственном существе? Почему она не просто довольна собой и не принимает

просто своего существования? Материалист отводит взгляд от определенного

субъекта, от нашего собственного Я и приходит к неопределенному, туманному

образованию. А здесь его встречает та же самая загадка. Материалистическое

воззрение не в состоянии разрешить проблему - оно может ее только

передвинуть.

Как же обстоит дело со спиритуалистическим воззрением? Чистый

спиритуалист отрицает материю в ее самостоятельном бытии и рассматривает ее

лишь как продукт духа. Он тотчас же оказывается прижатым к стене, как только

делает попытку применить это мировоззрение к разгадке собственного

человеческого существа. Нашему Я, которое может быть поставлено на сторону

духа, непосредственно противостоит чувственный мир. К нему, по-видимому, не

открывается духовного доступа; он должен быть воспринят и пережит Я

посредством материальных процессов. Таких .материальных процессов Я не

находит в себе самом, если оно хочет сохранить значимость