Помилуйте, какие там еще бездны, когда
ни одна страница этой книги не отбрасывает даже и тени? -- Таков шаблон
восприятия современного человека: бездну он способен видеть только там, где
факт бездны предварен рекламой бездны и до осточертения заболтан самим
словом 'бездна'', иначе говоря, если вы притязаете на знакомство с бездной,
то, как минимум, будьте любезны трубить об этом на каждом углу либо -- по
максимуму - стреляйтесь, как Генрих фон Клейст, морите себя голодом, как
Гоголь, идиотически лепечите, как Бодлер, или режьте себе ухо, как Ван-Гог.
Очевидно, нам недостает какого-то более мужественного, более воспитанного
вкуса, чтобы разом осознать, что можно не делать всего этого, да, именно не
делать всего этого, и быть специалистом по таким безднам, которые и не
снились видавшим виды декадентам. Но таковы именно бездны 'Философии
свободы'. Они не привлекают внимания и не парализуют взор, настолько сильно
поглощено внимание и восхищен взор прокинутыми через них и смиряющими их
мостами (тем, кому сравнение это показалось бы чересчур метафорическим,
можно было бы напомнить исконный смысл римского pontifex, соединяющего
жреческий сан с профессией инженера-мостостроителя).
*Один пример из тысячи возможных: 'Было бы интересно, займись
кто-нибудь однажды подсчетом, сколькие из участников нашего движения,
читающих сегодня 'Философию свободы', прочитали бы ее и в том случае, если
бы она попала им в руки в начале 90-х годов, просто как очередная книга, при
условии что они и понятия бы не имели обо мне и нашем движении. Было бы
интересно узнать, сколькие из них прочли бы ее тогда и сколькие сказали бы:
ну вот еще! осилить такую паутину мыслей мне не по плечам, она просто лишена
смысла' (Из лекции 'Трудности проникновения в - духовный мир', прочитанной в
Дорнахе 14 сентября 1915 года). Ну какому бы еще противнику антропософии
пришло в голову устроить такую ловушку!
Что же все-таки -- за вычетом неисповедимых оттенков авторского
пристрастия -- побудило творца 'Философии свободы' отдать предпочтение
именно этой книге в праве на единственное место в ковчеге книг, спасаемых из
пожара грядущей катастрофы? Давайте сразу же предугадаем ответ: по этой
одной спасенной книге можно было бы -- допустив, что техника
палеонтологической реконструкции применима и к духовной сфере --
восстановить контуры более поздних антропософских творений. Парафразируя
шоковую формулу Достоевского: если бы мне математически доказали, что истина
вне Христа, я предпочел бы остаться с Христом, нежели с истиной, можно
сказать: если бы мне математически доказали, что антропософия вне 'Философии
свободы', я предпочел бы остаться при 'Философии свободы', нежели с
антропософией. Формула безусловно абсурдная, но в самой абсурдности своей
эвристически неоценимая. Ибо что есть антропософия, как не тотальная
мобилизация познания, имманентного данному отрезку исторического развития и
соответствующего Духу Времени! Надо понять: есть оккультное 'что' и есть
оккультное 'как', соединяемые в оккультном 'кто'. 'Что' оккультизма,
безотносительно взятое, -- кодекс вневременных оккультных 'истин',
усваиваемых адептами всех времен и всех мастей, некое трансцендентальное
единство оккультного синтаксиса, где какое-то священное изречение
произносится соотечественниками Мэрилин Монро или Иосипа Броз Тито с такой
же непреложностью, как оно произносилось соотечественниками Шуппилулиумы или
Касиапататагаты. Эта прикинувшаяся добродетелью душевная и умственная лень,
позволяющая первому встречному высокомерно отмахиваться от Гегеля и без
малейших колебаний зачислять себя в штат 'знающих' -- мошенническое
'знание', не удостоверенное никаким 'познанием', -- навсегда останется
прибежищем всякого рода одержимых манипуляторов с темным личным и
сверхличным прошлым и толпы бездарных фанатиков, по чистой случайности
поклоняющихся не какому-нибудь длинноволосому эстрадному истукану, а...
Кришне; настоящая оккультная 'хлестаковщина', после которой невольно станешь
зажимать нос при одном упоминании слова 'оккультизм' (кто подсчитал бы,
какой ущерб был причинен действительно оккультному познанию этим массовым
гипнозом вокруг оккультного 'что' и скольким достойным умам, самостоятельно
приблизившимся