и доступное для наблюдения положение вещей, чтобы быть затем в
состоянии полагать в основу мышления какую-то еще гипотетическую
деятельность. Кто не закрывает глаз, тот должен признать, что все,
'примышляемое' им таким образом к мышлению, выводит его за пределы сущности
мышления. Непредвзятое наблюдение показывает, что к сущности мышления нельзя
причислять ничего, что не находится в самом мышлении. Нельзя прийти ни к
чему, обусловливающему мышление, если при этом покидаешь область самого
мышления
IV. МИР КАК ВОСПРИЯТИЕ
Благодаря мышлению возникают понятия и идеи. Что такое понятие, этого
нельзя выразить словами. Слова могут лишь обратить внимание человека на то,
что у него есть пбнятия. Когда кто-то видит дерево, мышление его реагирует
на это наблюдение; к предмету присоединяется идеальное соответствие, и он
рассматривает предмет и это идеальное соответствие как составляющие единое
целое. Когда предмет исчезает из поля его наблюдения, от него остается
только идеальное соответствие. Последнее и есть понятие предмета. Чем больше
расширяется наш опыт, тем больше становится сумма наших понятий. Но понятия
отнюдь не остаются разрозненными. Они сочетаются в закономерное целое.
Понятие 'организма' примыкает, например, к другим понятиям: 'закономерного
развития, роста'. Другие понятия, образованные об отдельных вещах, сливаются
совершенно воедино. Все понятия, составленные мною о львах, сливаются в
общее понятие 'льва'. Таким образом отдельные понятия соединяются в
замкнутую систему понятий, в которой каждое имеет свое определенное место.
Идеи качественно не отличаются от понятий. Они представляют собой лишь более
содержательные более насыщенные и более объемные понятия. Для меня особенно
важно, чтобы здесь, в этом месте, было принято во внимание, что я обозначил
своей исходной точкой мышление, а не понятия и идеи, которые только и
приобретаются мышлением. Они уже предполагают мышление в качестве своей
предпосылки. Поэтому сказанное мною относительно покоящейся в себе самой,
ничем не определяемой природы мышления не может быть прямо перенесено да
понятия. (Я здесь особенно подчеркиваю это, так как в этом мое отличие от
Гегеля. Он полагает понятие как первое и изначальное.)
Понятие не может быть добыто из наблюдения. Это ясно уже из того
обстоятельства, что подрастающий человек лишь медленно и постепенно образует
понятия к окружающим его предметам. Понятия присоединяются к наблюдению.
Популярный философ современности Герберт Спенсер следующим образом
описывает духовный процесс, который мы выполняем по отношению к наблюдению:
'Когда мы в сентябрьский день, бродя по. полям, слышим в нескольких
шагах от нас шорох и видим движение в траве со стороны оврага, откуда,
по-видимому, исходил цюрох, то мы, вероятно, подойдем к этому месту, чтобы
узнать, что вызвало шорох и движение. При нашем приближении в овраге
взлетает тетерев, и этим наше любопытство удовлетворено: мы имеем то, что мы
называем объяснением явлений. Это объяснение, надо заметить, сводится к
следующему: поскольку в жизни мы бесконечно часто узнавали, что.нарушение
спокойного состояния малых тел сопутствует движению других тел, находящихся
между ними, и поскольку мы обобщали таким образом соотношение между
подобными нарушениями и подобными движениями, то мы считаем это отдельное
нарушение объясненным, - как только находим, что оно являет собой пример
такого же соотношения'. При более точном рассмотрении дело представляется
совершенно иначе, чем как оно здесь описано. Когда я слышу шорох, то я
сначала ищу понятие для этого наблюдения. Только это понятие и выводит меня
за пределы шороха. Кто не размышляет дальше, тот только и делает, что слышит
шорох и довольствуется этим. Но благодаря размышлению мне становится ясным,
что шорох мне следует понимать как следствие чего-то. Итак, лишь соединив с
восприятием шороха понятие следствия чего-то, я получу повод выйти за
пределы отдельного наблюдения и искать причину. Понятие следствия вызывает
понятие причины, и я ищу тогда предмет, послуживший причиной, который и
нахожу в виде тетерева. Но этих понятий причины и следствия я никогда не
могу добыть путем простого наблюдения, какое бы количество случаев оно ни
охватывало. Наблюдение вызывает мышление, и только это последнее