также никакой речи и о прямом
знании того, что вызывают предметы в наших органах чувств. Физиолог,
прослеживая процессы в нашем собственном теле, находит, что уже в органах
чувств действия внешнего движения видоизменяются самым различным образом.
Яснее всего мы это видим на глазе и ухе. Оба суть очень сложные органы,
существенно изменяющие внешнее раздражение, прежде чем довести его до
соответствующего нерва. От периферического конца нерва уже измененное
раздражение направляется дальше, к мозгу. Здесь должны быть снова возбуждены
центральные органы. Из этого заключают, что внешний процесс, прежде чем
дойти до сознания, испытывает ряд превращений. То, что разыгрывается в
мозгу, соединено с внешним процессом посредством стольких промежуточных
процессов, что нельзя больше и думать о каком-либо сходстве с первым. То,
что мозг передает, наконец, душе, суть не внешние процессы и не процессы в
органах чувств, а лишь таковые внутри мозга. Но и этих последних душа еще не
воспринимает непосредственно. То, что мы имеем под конец в сознании, это
вовсе не мозговые процессы, а ощущения. Мое ощущение красного не имеет
никакого сходства с процессом, который разыгрывается в мозгу, когда я ощущаю
красное. Последнее снова выступает в душе лишь как следствие и только
вызывается мозговым процессом. Поэтому Гартман говорит ('Основная проблема
теории познания'): 'Итак, то, что воспринимает субъект, это всегда только
модификации его собственных психических состояний, и ничто, кроме этого'.
Когда я имею ощущения, то они еще далеко не сгруппированы в то, что я
воспринимаю как вещи. Ведь мне могут быть сообщены через мозг только
отдельные ощущения. Ощущения твердости и мягкости сообщаются мне через
чувство осязания; цветовые и световые ощущения - через чувство зрения.
Однако они оказываются объединенными на одном и том же предмете. Итак, это
объединение должно быть еще вызвано самой душой. Это значит, что душа
соединяет в тела отдельные, сообщенные через мозг ощущения. Мой мозг
передает мне отдельно - и притом совершенно различными путями - зрительные,
осязательные и слуховые ощущения, которые затем душа соединяет в
представление трубы. Этот конечный член процесса (представление трубы) и
есть то, что дано с самого начала моему сознанию. В нем нельзя более найти
что-либо из того, что находится вне меня и что поначалу произвело
впечатление на мои чувства. Внешний предмет совершенно исчез по пути к мозгу
и через мозг к душе.
В истории человеческой духовной жизни трудно будет сыскать другое такое
мысленное построение, которое было воздвигнуто с большим остроумием и
которое при более точном испытании все же распадается в ничто. Посмотрим
сблизи, как оно образуется. Сначала исходят из того, что дано наивному
сознанию: из воспринятой вещи. Затем показывают, что все находимое в этой
вещи не существовало бы для нас, если бы мы не имели органов чувств. Нет
глаза - нет и цвета. Итак, цвет не находится еще в том, что воздействует на
глаз. Он возникает только через взаимодействие между глазом и предметом.
Значит, этот последний бесцветен. Но цвета нет и в глазу, ибо в нем
происходит химический или физический процесс, который лишь через нерв
проводится в мозг и там вызывает другой процесс. Но и этот не является все
еще цветом. Последний вызывается только в душе, благодаря мозговому
процессу. Но и там он не входит еще в мое сознание, а перелагается сначала
душою наружу на какое-нибудь тело. Тут-то, наконец, и кажется мне, что я
воспринимаю его. Мы описали полный круг. Мы осознали некое цветное тело. Это
первое. Теперь начинается мыслительная операция. Если бы у меня не было
глаз, тело было бы для меня бесцветным.
Итак, я не могу перелагать цвет на тело. Я отправляюсь в поиск за ним.
Я ищу его в глазу - напрасно; в нерве - напрасно; в мозгу - тоже напрасно; в
душе - здесь я, правда, его нахожу, но не связанным с самим телом. Цветное
тело я нахожу только там, откуда я исходил. Круг замкнут. В том, что наивный
человек мыслит существующим вовне в пространстве, я полагаю, что узнаю
порождение моей собственной души.
Пока останавливаются на этом, до тех пор все выглядит в наилучшем
порядке. Но дело приходится начинать еще раз сначала. Ведь я до сих пор
хозяйничал над одной