известно, что о вещах в себе нельзя ничего непосредственно
высказать, по которое от известного субъективного фактора косвенно заключает
к неизвестному, лежащему но ту сторону субъективного, трансцендентному.
Согласно этому воззрению вещь в себе находится по ту сторону области
непосредственно нами познаваемого мира, т. е. она траисцспдсптна. Но наш мир
может быть трансцендентально соотнесен с трансцендентным. Реализмом
называется воззрение Гартмапа оттого, что оно выходит за пределы
субъективного, мыслимого к трансцендентному, реальному.)
Оба эти воззрения имеют с наивным реализмом то общее, что они пытаются
обрести себе в мире твердую почву посредством исследования восприятий. Но
они нигде не могут найти твердой точки опоры в пределах этой области.
Главным вопросом для сторонника трансцендентального реализма должен был
бы быть следующий: каким образом Я из себя самого производит мир
представлений? По отношению к данному нам миру представлений, исчезающему,
как только мы закрываем для внешнего мира наши органы чувств, серьезное
познавательное стремление может разогреваться лишь постольку, поскольку он
служит средством косвенно исследовать мир в-себе-сущегo-Я. Если бы предметы
нашего опыта были представлениями, тогда наша повседневная жизнь уподобилась
бы некоему сну, а познание истинного положения вещей - пробуждению. Ведь и
образы наших сновидений интересуют нас, покуда мы грезим и, следовательно,
не проницаем природы сна. В момент пробуждения мы спрашиваем уже не о
внутренней связи наших сновидческих образов, а о физических, физиологических
и психологических процессах, лежащих в их основе. Так и философ, считающий
мир своим представлением, не может интересоваться внутренней связью
частностей, свойственных последнему. В случае, если он вообще признает
наличие некоего Я, он будет спрашивать не о том, как одно из его
представлений связано с другим, а о том, что происходит в независимой от
него душе в то время, как его сознание содержит в себе ряд определенных
представлений. Когда я вижу во сне, что пью вино, которое обжигает мне
горло, и затем просыпаюсь с позывом к кашлю (сравни Вейганд, 'Возникновение
сновидений', 1893), то в момент пробуждения сновидческое событие перестает
иметь для меня интерес. Мое внимание направлено уже только на
физиологические и психологические процессы, благодаря которым позыв к кашлю
нашел себе символическое выражение в приснившейся картине. Подобным же
образом и философ, стоит лишь ему убедиться, что данный мир имеет характер
представления, должен тотчас перепрыгнуть с него на скрывающуюся позади
этого мира действительно существующую душу. Конечно, хуже обстоит дело,
когда иллюзионизм совершенно отрицает Я как таковое позади представлений или
считает его по меньшей мере непознаваемым. К такому воззрению легко может
привести наблюдение, что хотя в противоположность сновидческому состоянию и
существует состояние бодрствования, в котором мы имеем возможность
прозревать в характер сновидений и в их соотношение с реальными
обстоятельствами, но для жизни бодрствующего сознания у нас нет подобного
состояния, находящегося к цему в таком же отношении. Для сторонника этого
воззрения непостижимо существование чего-то, относящегося фактически к
простому восприятию так же, как опыт в бодрствующем состоянии относится к
сновидению. Это что-то есть мышление.
Наивному человеку не может быть поставлен в вину указанный здесь
недостаток понимания. Он отдается жизни и считает вещи действительно такими,
как они ему представляются в опыте. Но первый шаг, который должен быть
сделан, чтобы выйти за пределы этой точки зрения, может состоять только в
вопросе: как относится мышление к восприятию? Совершенно безразлично,
продолжает ли существовать восприятие - в данном мне образе - до и после
моего представления или же нет. Если я хочу о нем что-либо высказать, то это
может произойти только посредством мышления. Если я говорю: мир есть мое
представление, то я высказываю результат мыслительного процесса, а если мое
мышление не может быть применено к миру, то ошибочен и этот результат. Между
восприятием и всякого рода высказыванием о нем вклинивается мышление.
Причину, почему мышление при рассмотрении вещей большей частью
упускается