Я-сознание продолжает
оставаться зависимым от телесной организации. Однажды возникнув, оно
принимается в мышление и разделяет с тех пор его духовную сущность.)
'Я-сознание' зиждется на человеческой организации. Из нее истекают
волевые поступки. Связь между мышлением, сознательным Я и волевым поступком
в духе предшествующих рассуждений может быть уяснена только после наблюдения
того, каким образом из человеческой организации возникает волевой поступок*.
(* От стр. 582 и до вышеприведенного места - дополнение и соответственно
переработка для нового издания 1918 г)
При отдельном волевом акте мы имеем дело с мотивом и побуждением. Мотив
- это фактор понятийный или сообразный представлению; побуждение - это
фактор воления, непосредственно обусловленный человеческой организацией.
Понятийный фактор, или мотив, есть сиюминутное основание для принятия
какого-либо волевого решения; побуждение же - продолжительное основание для
принятия какого-либо решения индивидуумом. Мотив воления может быть чистым
понятием или понятием с определенным отношением к восприятию, т. е.
представлением. Всеобщие и индивидуальные понятия (представления) становятся
мотивами воления тем, что они действуют на человеческий индивидуум и
определяют его к поступку в известном направлении. Но одно и то же понятие
или одно и то же представление действуют на разных индивидуумов различным
образом. Они побуждают различных людей к различным поступкам. Таким образом
воление есть результат не только понятия или представления, но и
индивидуального склада человека. Этот индивидуальный склад назовем - в этом
можно следовать за Эдуардом фон Гартманом - характерологическим
предрасположением. То, как понятие и представление действуют на
характерологическую предрасположенность человека, придает его жизни
определенный моральный, или этический, отпечаток.
Характерологическая предрасположенность образуется более или менее
постоянным жизненным содержанием нашего субъекта, т. е. содержанием наших
представлений и чувствований. Побуждает ли меня возникшее во мне сиюминутно
представление к ведению, это зависит от того, как оно относится к остальному
содержанию моих представлений, а также и к особенностям моих чувствований.
Но содержание моих представлений в свою очередь обусловлено суммой понятий,
которые в течение моей индивидуальной жизни вошли в соприкосновение с
восприятиями, т. е. стали представлениями. Эта сумма зависит опять-таки от
моей большей или меньшей способности к интуиции и от объема моих наблюдений,
т. е. от субъективного и объективного факторов моего опыта, от внутренней
определенности и от жизненной позиции. Совершенно особым образом
определяется моя характерологическая предрасположенность жизнью моих
чувствований. Ощущаю ли я от известного представления или понятия радость
или страдание, от этого будет зависеть, захочу ли я сделать их мотивом моей
деятельности или нет. - Таковы элементы, с которыми приходится иметь дело
при волевом акте. Непосредственно наличное представление или понятие,
которое становится мотивом, определяет цель моего воления; моя
характерологическая предрасположенность склоняет меня к тому, чтобы
направить на эту цель мою деятельность. Представление о прогулке, которую
мне предстоит совершить в ближайшие полчаса, определяет цель моего действия.
Но это представление только тогда возводится в мотив воления, когда оно
совпадает с пригодной для этого характерологической предрасположенностью, т.
е. если благодаря моей предшествовавшей жизни во мне сложились
представления, скажем, о целесообразности прогулок, об их значении для
здоровья, и далее, если представление о прогулке связывается во мне с
чувством удовольствия.
Итак, нам приходится различать: 1) возможные субъективные
предрасположения, способные превратить известные представления и понятия в
мотивы, и 2) возможные представления и понятия, способные так повлиять на
мои характерологические задатки, чтобы возникло воление. Первые представляют
собой нравственные побуждения, вторые - нравственные цели.
Нравственные побуждения мы можем найти, проследив, из каких элементов
слагается индивидуальная жизнь.
Первая ступень индивидуальной жизни есть восприятие, и притом
восприятие