среди
взрослых, делающих все возможное и живущих по правилам учения, дети и
подростки, даже если они и не понимают еще смысл и глубину учения, все в
себе регистрируют, и когда позже они окажутся перед необходимостью решать
трудные проблемы, они сумеют лучше действовать, чем другие, потому что они
получили здесь импульс к добру; не важно, что в данный момент здесь они еще
ничего не почувствовали: то, что они здесь видели слышали, будет влиять на
них в течение :ей их жизни. Вот почему молодежь должна участвовать в нашей
работе.
Даже если кажется, что они еще очень молоды, надо готовить детей для
жизни, которую
(99)
им придется вести позже, и, следовательно, предпочтительнее углублять
их понимание, чтобы они могли взглянуть на мир взрослых. Впрочем,
посмотрите: что делает маленькая девочка? Инстинктивно она просит кукол, она
их баюкает, кормит, моет. Это подготовка к ее роли будущей матери.
Следовательно, в ней что-то есть, что подталкивает ее уже начинать эту
подготовку к будущему. Стоит над этим задуматься.
Детей ведут в церкви, где они однако не могут понять многое из того,
что происходит. Но торжественность церемонии, сосредоточение взрослых
оставляет в их душе впечатление, которое позже они углубят. А присутствие на
похоронах кого-то из родных или товарища заставляет их задуматься о том, что
такое смерть. Смерть -- это такое событие, с которым они обязательно
встретятся и очень полезно им быть к этому готовыми. В жизни происходит все.
Каждый ребенок в какой-то степени вынужден участвовать в событиях, которые
еще не для его возраста, и поэтому он должен использовать опыт взрослых.
Возьмем еще один очень простой пример: студент начинает изучать химию.
И прежде всего все открытия этой науки на сегодняшний день. И если он
способен, то позже добавит к этому еще свои открытия. Но он начинает
(100)
с преклонения перед опытами и открытиями других и не решается
игнорировать их и искать сразу что-то свое, чтобы через 30 лет исследований
кончить открытием (если он еще сделает это открытие!), что молекула воды
состоит из атома кислорода и двух атомов водорода. Поскольку это известно из
экспериментов других, он соглашается с этим-- это самое разумное: это
позволяет ему сэкономить время.
Если вы приучили ребенка участвовать в жизни взрослых, то, встретившись
с некоторыми обстоятельствами, он вспомнит и повторит то, что он видел, как
делали взрослые. Вот почему очень полезно, чтобы молодежь не была ограничена
в своей деятельности, которую считает подходящей для своего возраста.
Однажды я вам уже рассказывал о матери двух 'Восхитительных девушек около
пятнадцати лет. И ей сказал: ' Дня ваших девочек хорошо было бы придти в
братство, чтобы услышать об истинах, которые помогут им позже в жизни'.
Знаете, что она мне ответила? О, нет, они еще очень молоды, в их возрасте
надо развлекаться: они любят балы, увеселения. У них потом будет достаточно
времени, чтобы подумать о серьезных вещах!' Вот мать, подготовившая
катастрофы для своих детей.
Конечно, надо позволять молодежи потанцевать -- я не против танцев, но
надо также
(101)
приучать их к занятиям другого толка. Пусть человеческая природа
существует не только для работы, для усилий, для размышления; и даже
Посвященные в прошлом установили праздники, на которых народ песнями,
танцами, переодеваниями мог давать выход силам, позволяющим забыть о работе
и повседневных заботах. Но думать, что главное -- это иметь возможность
забавляться и развлекаться -- значит губить свое существование.
Я не против матери, желающей, чтобы ее дочка развлекалась. Я тоже
развлекаюсь. Я только и думаю, чтобы позабавиться. Не верите? Но есть
развлечения и развлечения..., и надо видеть опасность развлечений, не
уравновешенных размышлением. Очень быстро дочка, посланная ее матерью