встречным, и не только
потеряет свой шарм и свежесть, но потеряет также ясность ума и отправится
множить толпу женщин, которым никогда не суждено узнать для чего они
существуют...
Не думайте, что я слишком узко мыслю. Нет человека с более широким
мышлением. Я хочу, чтобы все юноши и девушки объединились и радовались, пели
и танцевали, но в то же время они должны согласиться изучать науку
Посвященных. Пусть они научатся соединяться с благородными и оживляющими
силами природы.
(102)
В этот момент они станут замечательными существами, способными полезно
действовать для их семьи, для их страны и даже для всего мира.
Итак, я хотел вам сказать, что не надо позволять молодежи искать только
то, что ей нравится, что ей приятно в той степени, которой она достигла,
надо всегда нацеливать ее немного дальше и предвосхищать будущее. Я хорошо
знаю: много детей опережают события, но совсем не так, как надо было бы. А
маленький мальчик хочет стать, как его дедушка, потому что у него есть
трубка и большие усы. Молодые опережают события и часто очень спешат стать
более взрослыми, иметь важный, пресыщенный вид. Мой Бог, пусть они не
спешат, это придет, помимо их желания. Если и есть что-то абсолютно
неизбежное, так это неизбежность и взросления и старения. Ничто не может
этому помешать.
Итак, пусть молодые постараются оставаться молодыми по возможности
более долго! Я хочу сказать молодыми в своем сердце: непредсказуемыми,
простыми, улыбающимися. Я тоже предпочитаю оставаться ребенком. Изо всех сил
я поддерживаю в себе дух детства. Молодые хотят стать старыми, а я хочу
продолжить молодость, потому что молодость так быстро прошла! Впрочем, это
как весна..., столь мимолетно!
(103)
IX
Сохранять у детей чувство прекрасного.
Посмотрите на слушающих меня детей: если бы вы знали, как они
воспринимают мои слова! Их лицо вибрирует... Когда нужно смеяться, они
смеются; когда нужно размышлять, они думают. Они реагируют в великолепной
манере. Я имею в этом случае аудиторию вас превосходящую. Только Бог знает,
что происходит в их маленьких головках, как они видят и понимают вещи!..
Может быть они воспринимают истину мгновенно, тогда как вам нужны будут
годы. Да, я уверен, что они видят истину гораздо быстрее и лучше, чем
взрослые.
В замечаниях детей много таких вещей, которые взрослые находят
абсурдными, потому что они их не понимают. Сколько раз я был поражен
глубиной некоторых высказываний детей. Это потому что они еще просты,
естественны и близки к небесным сферам, откуда они спустились. Впоследствии
семья, общество преуспеют в том, чтобы внушить им свою собственную
(107)
манеру мышления и видения вещей, и дети согласятся с их ошибочными
точками зрения... Да, взрослые часто только деформируют детей.
Когда дети совсем маленькие, у них есть врожденное чувство прекрасного,
они верят, что все живое, что все разумно: они говорят с насекомыми, с
камнями, с животными, с растениями.
Когда они спотыкаются о камень, они бьют его, упрекая его, так как они
думают, что камень нарочно столкнулся с ними! И когда им рассказывают
истории о феях, о великанах, об исключительных животных, они в это верят --
это замечательно!... Через несколько лет, позже они теряют чувство
прекрасного, потому что взрослые смеются над их доверчивостью, но даже если
взрослые и не насмехаются над ними, их материалистическое и грубое поведение
смывает с них весь лоск.
А когда дети потеряли чувство прекрасного -- они теряют главное. Не
надо воображать, что это большое доказательство превосходства взрослых,
когда они думают, что вселенная не имеет ни души, ни разума, что человек --
это единственное живое и думающее существо во всем мироздании. Вся природа
жива, разумна и населена живыми и разумными существами и некоторые даже
намного более разумны, чем