Омраам Микаэль Айванхов

Воспитание начинающееся до рождения

каждый раз

оглушительный шум: ученики начинали смеяться, шутить...Он мог делать все,

что хотел, чтобы установить тишину: кричать, жестикулировать, угрожать...

бесполезно. Он даже приводил в класс директора, но как только директор

покидал класс, грохот

(139)



и хохот возобновлялись с новой силой. Он был очень мил однако, и мне

даже было жалко его, я не понимал, почему мои товарищи были столь жестоки.

Однажды я был настолько возмущен их поведением, что в его отсутствие я начал

им говорить, что то, что они делали, не было шиком. Они были согласны, чтобы

набраться немножко мудрости, поумнеть, и во время одного или двух дней все

как будто улучшилось. Затем вновь начались суматоха и неразбериха. В

действительности, надо сказать, что учитель сам манерой своего поведения

провоцировал реакции учеников: из него как бы что-то исходило, вызывая шум и

смех.

Однажды он ушел из школы и был заменен маленьким добрым человечком,

который входил в класс потихоньку, даже не глядя на нас. Но при каждом его

появлении ученики тотчас же занимали свои места в молчании и больше не

двигались; он клал свой журнал на стол и начинал урок очень спокойным тихим

голосом. Никогда он не злился, никогда нам не угрожал и никогда нас не

наказывал. Он прекрасно знал то, чему нас учил, он никогда не колебался, и

мы все вынуждены были работать. И это меня очень удивило, а было мне в это

время 15 или 16 лет. Этот маленький неказистый добрый человек внешне был

совершенно незаметен, но остался навсегда в моей памяти. И не только потому

(140)



что у него были знания -- это чувствовалось, но впечатляло также его

присутствие: то, что как бы исходило от него и нам импонировало. В школах,

университетах можно встретить подобных профессоров, которые немедленно, как

бы даже ничего не делая, завоевывают симпатии учеников и студентов.

Известны также случаи йогов, живущих в лесах Индии -- среди тигров,

кобр, но те никогда не осмеливаются приблизиться к ним, чтобы принести им

зло. Вследствие своей чистоты и добродетельности эти йоги обладают

вибрациями, которые эти животные чувствуют и подчиняются им, тогда как на

других они тотчас набрасываются, чтобы укусить или разорвать их.

Образование становится все более и более необходимым и престижным, так

как все знают, что благодаря образованию они смогут занять лучшее положение

в обществе, занять более славные и более уважаемые места. Но в то же время

пренебрегают воспитанием, потому что оно казалось бы не дает этих

преимуществ. Тот, кто отдает предпочтение нравственным качествам, почти

всегда вытесняется сметливыми, находчивыми и бессовестными. Впрочем, всегда

труднее работать, чтобы улучшить свой характер, чем получить университетский

диплом.

Во всяком случае, здесь всегда кроется и ошибка родителей. Конечно,

родители хотят

(141)



иметь детей послушных, искренних, уважительных, честных, но еще больше

им доставляет удовольствие, если их ребенок -- первый в классе, если он

может отличиться, читая наизусть несколько поэм или участвуя в представлении

спектакля. Для родителей главное -- это интеллектуальные качества их детей,

а не нравственные; я это видел, я это констатировал. И позже, когда дети уже

получают образование, когда они даже становятся эрудитами и находятся под

влиянием некоторой философии, они обращаются против своих родителей, чтобы

их критиковать и упрекать. И тогда бедные родители поражены: они стольким

жертвовали, чтобы дать образование своим детям, и вот чему служит это

образование: чтобы получше их уложить на лопатки!

Вот почему я говорю всем, кто имеет детей: 'Если вы хотите, чтобы

образование, данное вашим детям, не обратилось однажды против вас, примите

истины науки Посвящения, увеличивайте в вас самих свет, и вы сможете

образовать дух ваших детей гораздо лучше, чем их профессора'.

Не надо, чтобы родители воображали, что они сделали главное для детей,

обеспечив им образование.