такое Ложное 'Эго' и как с ним бороться, будет намного проще. Третий, самый опасный и 'прожорливый' враг, на самом деле, не такой уж и страшный, а в сравнении с вашим истинным 'Я', оказывается и вовсе микробом. И хотя нельзя забывать, что невидимый глазу микроб может свалить огромного слона, знайте - победить его вам вполне по силам. Важно лишь всегда помнить о его коварстве и быть готовым к самым серьезным испытаниям. Победивший Ложное 'Эго', постигает природу 'Высшего Я'!..
И наоборот.
Никто не знает, сумела ли бы наша цивилизация достичь столь высокого уровня, не будь в человеке заложено такого качества, как 'потребность самоутверждения'. По мнению многих, именно это является двигателем прогресса, и именно благодаря этому тот или иной человек становится выдающимся полководцем, великим ученым или знаменитым художником. Наверное, так оно и есть. Поскольку человек существо социальное, а жизнь в социуме немыслима без самоутверждения, в каждом из нас самой природой должно быть заложено это чувство, - 'чувство собственной значительности'. Что бы мы ни делали, чем бы ни занимались, в конечном итоге нам важно, чтобы наша деятельность, а точнее ее результаты, получили одобрение со стороны других людей. В той или иной форме, осознанно или неосознанно, но каждый из нас стремится к этому.
Помните, у Карнеги: '...Именно желание ощутить свою значительность толкнуло необразованного и забитого нуждой приказчика из бакалейной лавки к изучению книг по вопросам права, найденных на дне бочонка с домашним скарбом, купленным за пятьдесят центов. Вы, вероятно, слышали об этом приказчике бакалейщика. Его звали Линкольн.
Именно желание почувствовать свою значительность вдохновило Диккенса на создание бессмертных романов. Оно вдохновило сэра Кристофера Рена создать свою симфонию в камне. Это желание заставило Рокфеллера копить миллионы, которых ему никогда не истратить, и богатейшего человека в вашем городе построить дом, намного превосходящий своими размерами его потребности.
Это желание заставляет вас одеваться по последней моде, водить машину самой последней марки и распространяться о том, какие изумительные у вас дети'...
Благодаря заложенной в человеке 'потребности самоутверждения', общество развивается. Однако не все, что хорошо для общества, хорошо для индивида. Давайте задумаемся, а не является ли наше желание сделать карьеру, написать бестселлер, стать супер-моделью 'желанием в себе'? Не самоцель ли это? Высокомерие, гордыня, тщеславие... - вот оборотные стороны медали. Очень часто, желая возвыситься над окружающими, человек пытается достичь этого любой ценой. В ход идут самые изощренные средства, затрачивается невообразимое количество энергии, а ради чего?!.
Такова наружная сторона Ложного 'Эго' - в погоне за иллюзией, мы впустую растрачиваем все наши силы. И если приказчик бакалейщика смог выбиться в президенты Соединенных Штатов Америки, движимый 'чувством собственной значительности', то кто от этого выиграл, американское общество или человек, носящий имя Авраама Линкольна? (Здесь, как-то сразу, сам собой, вспоминается актер Джон Уилкс Бут, стрелявший в Линкольна и движимый, очевидно, все тем же 'чувством собственной значительности'). Да и откуда нам знать, что на самом деле двигало Линкольном и Рокфеллером, (и уж тем более Диккенсом и Реном), чувство ли собственной значительности, жажда деятельности, карма или что-то еще?
Внешняя сторона успеха, вовсе не означает что человек, добившийся определенного положения в обществе, или имеющий несколько миллионов долларов действительно счастлив. Именно поэтому, прежде чем устремляться к той или иной цели, следует спросить себя: 'а то ли это, чего я действительно хочу?..', 'не потребность ли самоутверждения движет мной?..', 'не проделки ли это Ложного 'Эго'?..' В противном случае, потратив уйму сил и времени, вы можете, подобно старухе из сказки о золотой рыбке, остаться у разбитого корыта. (Вот, кстати, еще один образчик 'человека, движимого чувством собственной значительности').
Итак, первый признак Ложного 'Эго' мы знаем. Это страстное желание обратить на себя внимание окружающих, произвести впечатление на других людей. Такова внешняя сторона Ложного 'Эго'. Сторону же внутреннюю можно охарактеризовать как 'потребность самоуважения'.
Да, да! На самом деле для нас не так важно уважение окружающих, как возможность уважать самого себя. Будучи иллюзорным по природе, Ложное 'Эго' всячески стремится доказать самому себе собственную исключительность,