'созерцателя'.
Для 'познавателей' будет свойственным склонность к аналитической деятельности, стремление разобраться в самой сущности заинтересовавшего их предмета. Перед такими людьми постоянно встают вопросы: 'почему?', 'как?', 'зачем?'... Это мыслители в полном смысле данного слова. Четвертый, наивысший уровень, подразумевает гармоничное сочетание всех предыдущих качеств и, в то же время, полное преобладание над ними. Впрочем, подобные гении, или 'творцы', встречаются крайне редко.
Пытаясь определить, к какому из четырех типов относитесь вы, или кто-либо из вашего окружения, никогда не забывайте о двух вещах. Во-первых, каждая ступенька включает в себя, как бы в миниатюре, все четыре этапа, (всю 'лестницу'). А это означает, что нет ни 'чистых' познавателей, ни созерцателей, ни производителей. Каждый из нас, в какой-то мере, является всем этим сразу. Таким образом, более уместными оказываются определения типа 'созерцатель-познаватель', или 'познаватель-производитель'. А во-вторых...
Во-вторых, социальная организация нашей жизни весьма далека от совершенства. И поэтому очень часто человек занимает совершенно чуждую ему социальную нишу. Или, говоря другими словами, является совсем не тем, кто он есть на самом деле. Так, если хорошенько присмотреться, можно с удивлением обнаружить 'познавателя' в дворнике или шофере и, напротив, 'производителя' в директоре крупного коммерческого предприятия или творческом работнике. Нельзя игнорировать и различия между мужчиной и женщиной. Несмотря на бурное развитие в современном обществе процессов женской эмансипации и феминистских движений, женщина остается женщиной, а мужчина мужчиной. Все это нужно учитывать.
Помимо прочего, с точки зрения теории 'Четырех Ступеней', структура нашего общества представляет собой нечто вроде пирамиды: на одного 'творца' приходится, скажем, десять 'познавателей'; на одного 'познавателя' - десять созерцателей; а на каждого 'созерцателя' по доброму десятку 'производителей'. Таким образом, подтверждается хорошо известное правило, гласящее, что менее совершенные в эволюционном плане формы присутствуют вокруг нас в большем количестве, чем формы продвинутые, и служат своеобразным 'материалом' или фундаментом для развития последних. Поэтому не удивляйтесь, если обнаружится, что сплошь и рядом вас окружают 'производители' или, в лучшем случае, 'созерцатели'. Просто их несравненно больше, так как именно они образуют основание пирамиды.
Однако и не задирайте носа, если вы посчитали себя 'познавателем' или, того круче, 'творцом'. То, что вы продвинулись в эволюционном плане дальше других, еще не означает того, что вы лучше. Все мы только люди и перед лицом Абсолюта между нами нет никаких различий. Кроме того, в свое время все они поднимутся до уровня 'творца', а затем перейдут выше, уступая место приходящим им на смену душам 'бывших животных'. Это лишь вопрос времени.
Из всего, только что изложенного, напрашивается простой, но необыкновенно важный с практической точки зрения вывод:
На каком бы из уровней эволюционного развития вы ни находились, всегда следует стремиться к тому, чтобы быть 'творцом'! Всё необходимое для этого у вас есть. Став 'творцом' в пределах своего уровня, вы автоматически переходите на следующий, более высокий уровень, ибо последняя ступенька любой категории, является первой ступенькой категории следующей...
Вспомните притчу о художнике и маляре. Вспомните крылатое выражение Ф. Ницше: 'человек есть нечто, что нужно преодолеть'. Так преодолейте же в себе человека! Станьте чем-то, несколько более совершенным, чем просто человек. Станьте Человеком с большой буквы или даже, не побоюсь этого выражения, станьте Сверхчеловеком. Вы достойны этого! Рано или поздно, все мы должны будем сделать этот шаг. Все без исключения! У вас же теперь есть необходимые знания для того, чтобы осуществить этот 'переход к высшему' быстрее и раньше. Неужели, обладая такой грандиозной возможностью, вы предпочтете бездействие и застой в развитии?.. Конечно же, нет!
Итак, мир несравненно богаче и разнообразнее, чем его отражение в нашем сознании, (которое мы так часто считаем тождественным самому миру). Как ни верти, но наше восприятие действительности ограничивается не только пятью органами чувств, но и пространственно-временными рамками, и ограниченностью нашего мышления, и многим, многим другим.
А если брать в расчет также и общечеловеческий, исторический опыт отображения действительности, можно заметить что, несмотря на