дает победу в битве; и безусловно дает ей основу. Небеса оберегают таких людей, по
ступая с ними соответственно мягко.
УПОДОБЛЕНИЕ СЕБЯ НЕБЕСАМ Тот, кто опытен в воинских делах, не делает агрессивных жестов; наиболее способный боец избегает ярости. Тот, кто обычно побеждает, воздерживается от битв; тот, кому добровольно подчиняются другие, тихо продолжает свое Дело. Ибо было сказано: «Тот могуч, кто не сражается; тот управляет, кто объединяется со своими подчиненными; тот сияет, чья воля происходит с Небес».
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТАЙНОГО ПУТИ. Великий стратег сказал: «Я не стремлюсь нападать. Я предпочитаю обороняться. Я не продвигаюсь и на дюйм; я предпочту отступить на шаг». Поэтому
размести армию там, где ее не может быть; приготовься к
битве там, где невозможно нападение; бей там, где все с виду спокойно; выдвигайся в сторону противника там, где им
и не пахнет. (Это довольно традиционная стратегия. Следует избегать битвы там, где преимущество на стороне противника, и сосредотачиваться для удара по его слабым местам.)
2. Не так велика ошибка — вступить в битву, не имея достаточо сил. Но поступать таким образом — значит рисковать потерять мягкость, гибкость (генерал,
принужденный к битве, в любом случае теряет инициативу), поэтому не стоит делать этого. И когда войска начнут
сражаться, победителем будет тот, кто осознает отсутствие необходимости в битве.
СЛОЖНОСТЬ ПРАВИЛЬНОГО ПОНИМАНИЯ .
Мои слова легко понять и действовать по ним; но есть ли кто-нибудь в мире, кто может это сделать?
2. Мои слова происходят от созидательного вселенского Принципа, в соответствии с Единым Законом. Люди, не знающие этого, не понимают меня.
3. Мало тех, кто понимают меня; поэтому меня следует ценить особо. Мудрец одет в тряпье, но носит сокровище в своем сердце.
БЕСПОРЯДОЧНОСТЬ ЗНАНИЯ
1. Знать, даже то, что не знаешь ничего — вот высшее; не знать и претендовать на знание — вот беспорядок.
2. Этот беспорядок приносит боль; поэтому мы избегаем его. Мудрец не страдает от беспорядка. Познать его — значит быть связанным Печалью, он прогоняет его от себя.
ОТНОСИТЕЛЬНО ЛЮБВИ К СЕБЕ
1. Когда люди не боятся того, чего следовало бы бояться, то оно придет за ними. (Им следует бояться Ограничения своей Истинной Воли; если они не боятся
этого — они станут рабами.)
2. Пусть живут они без мысли о мелочной, бездуховной жизни. (Они должны открыть Истинную
Волю и следовать ей. Смотри Книгу Мудрости или Глупости.) Да не утомит их Источник Жизни! (Истинная подсознательная Воля.)
3. Избегая бездуховной (рациональной, а не интуитивной) жизни, они избегнут скуки и усталости. (Следовать истинной воле должно стать привычкой; поначалу это утомительно из-за расхождений со старым образом жизни.)
4. Это знает мудрец, но не показывает этого; он любит себя, не пренебрегает собственной значимостью [хотя не демонстрирует ее]. Он принимает первых и
отвергает последних.
УСТАНОВЛЕНИЕ ЗАКОНА СВОБОДЫ
1. Тот, кто осмелился, казнен; другой, кто не осмелился, жив. Кажется, что один путь полезен и другой вреден. Но когда Небеса карают человека, кто сможет точно указать причину этого? Поэтому мудрец не гордится собой. (В этом сложном пассаже отрицается, что обычная
мирская осторожность и предусмотрительность предохраняет ото всех бед. Тот, кто быстро нападает и быстро отходит, может быть разбит преследующей кавалерией. Единственный путь — это приспособиться к окружающей среде; то есть, следовать Пути Дао, которое содержит в себе все.) 2. Дао Небес не борется; но всегда побеждает; оно безмолвно, хотя его нужды всегда находят отзыв; оно не призывает никого, но все люди стремятся к нему по своей доброй воле. Его метод — спокойствие, хотя его воля имеет вес. Хоть и велики ячейки; но из широко раскрытой Сети Небес никто не может вырваться.
ОГРАНИЧЕНИЯ НЕПОНИМАНИЯ У людей нет страха перед смертью
(ибо правительства, лезущие не в свои дела, сделали их
жизнь невыносимой); зачем же пытаться запугивать их угрозами? Если люди боятся смерти (их жизнь доставляет им
удовольствие), и я могу предать смерти злодеев, кто осмелится нарушить закон?
2. Есть тот, кто назначен нести смерть.
(Азраэль в исламском мире. Эта глава представляет трудность. Пункт 2 показывает, что наказание смертной казнью есть нарушение привилегии Небес. Тем не менее из пункта
1 следует, что правителю надо использовать смертную
казнь как последнее средство. Но это не очень удачное
предложение, поскольку такое наказание действенно только для тех людей, которые настолько счастливы, что чрезвычайно боятся смерти,