наподобие личного сокровища, если вы не хотите быть отрезаны от источника
мудрости. Духовный рост совершается больше тогда, когда поток жизни течет сквозь
человека к другим. Тот, кто жаждет получить и удержать у себя, подобен стоячей
луже со всей её зеленой грязью.
Духовно он являет собою гнилое болото. Но тот, кто получает и дает, подобен
озеру, из которого берет начало сладкий и чистый ручей, утоляющий жажду
распаленных от сухости полей.
По сравнению со стоячей лужей — такое озеро всё равно, что солнце по сравнению с
тьмою, что здоровье по сравнению с болезнью. Болото тоже не лишено известной
доли жизни. В тухлой воде его кишат мириады инфузорий и с вонючей его
поверхности встает туман лихорадки. Но это жизнь паразитная — жизнь человека
обращенная на него самого. Истинной жизни не может быть без проявления
деятельности вовне. Жизнь и деятельность неразлучны.
Океан есть противоположность загнившей луже. Всё, что океан получает от
бесчисленных рек, он отдает обратно небесам. Это вечный упрек себялюбию и
бездеятельности. Его непрерывные приливы и отливы, его течения и волнения — есть
ровный шум здорового существа. От земли получает он свои воды, очищает и
возвращает дар. Скаредная лужа загнивает в течение недели, великодушный океан —
никогда.
НЕСИТЕ СВЕТ
Ток должен идти через ум, но не останавливаться там, если требуется, чтобы
духовный рост не только начался, но и продолжался. Нужно найти пути, как
передать дар дальше, как сделать, чтобы свет сиял, как самому стать источником
света для других. Никто не может получить что-нибудь за ничто, (хотя может быть
и думает так по глупости) или получить помощь, сам не помогая. Если у него уже
есть свет, то это значит, что у него за природой числится какой-то долг и что он
просто получает по нему платежи. Этот долг может возникнуть без его внимания о
совершившемся, но всё равно долг возник и платеж по нему был столь же неизбежен,
как восход солнца, как наступление лета. Но тот факт, что кому-либо было дано
немного света и помощи, отнюдь не доказывает, что последует и дальнейшее их
поступление, если эти дары были приняты как нечто так и следуемое и если на них
посмотрели, как на личную собственность, никого другого не касающуюся. Для
Вселенной нужна каждая душа и ни одна не может быть важнее других. Почему же
стал бы кто-нибудь воображать, что духовные истины предназначены только для него,
а не для десятков других лиц, которым он мог бы сообщить их. Существуют игры, в
которых личные правила применяются наоборот, и выигравшим считается тот, кто
скорее отвяжется от всех имеющихся у него очков. Точно так обстоит дело в мире
духовном. Там прогресс есть обратное применение обычных стремлений физического
мира. Там мы получаем всё больше и больше и, наконец, выигрываем партию от
раздачи, а не от захватывания. Нельзя получить всю пользу от духовной истины, не
поделившись ею с другими. Чем больше даёшь, тем больше духовно богатеешь. Кто
передаёт другим знание, тот непременно сам черпает из него мудрость. Усилие
просветить других — усиливает Свет в самом себе, и чем больше даешь света, тем
больше сам получаешь его. Самая забывчивость о себе в работе помощи другим,
создаёт такие условия, которые обеспечивают скорый прогресс.
Как дикарю предстоит ещё долгий путь эволюции, пока он вообще разберёт, что такое цивилизация, так большинству людей предстоит ещё путь долгого и горького опыта, пока они разберут, зачем они вообще физически живут на земле и воспримут необходимость жизни, сосредоточенной не на материальных вещах или достижениях. Но несомненно и то, что во всяком кругу есть немногие, которые могут воспринять магию косвенно, т. е. принять кое-что из принципов её, когда на них не приклеен ярлык с надписью “магия”, и когда выражение таких принципов не сопровождается очевидным усилием заставить принять новый и странный взгляд на цель существования, внезапно ставящий вверх дном все привычные идеи. Везде и всюду бывают случаи указывать свет другим, ибо у всех имеются свои личные проблемы. И если мы увидим, что мы не можем преподать полный свет философии человеку, бредущему во тьме, то мы всё-таки можем сделать кое-какие предложения или предположения, которые принесут ему помощь. Предположим, например, что друг наш сердит на кого-нибудь, глупо и слепо решается с ним “сквитаться”,
и распаляет свой гнев в ожидании блаженного часа мести. Мы тогда, по крайней
мере, можем заявить