человека бывают различные настроения и расположения духа. Бывают минуты, когда
мы чувствуем прилив духовной силы, и тогда нам легко властвовать над своей
низшей природой. Бывают, однако, и такие минуты, когда плоть во всём своём
могуществе восстаёт против духа, и мы близко чувствуем опасность утратить
равновесие и быть сбитыми с ног обратной волной. В такие минуты нужно твёрдо
знать, что делать. Христианин прибегает к молитве, возносящей ум его ввысь от
пошлостей. Оккультист же может направить мысль свою на Учителей, хотя бы на Христа или Будду, коих он считает воплощением всего, что чисто и что свято. Он может заставить себя вспомнить слишком часто забываемый факт, что об его усилиях знают и за ним наблюдают, и что в стремлении своём к чистоте его не оставят без помощи.
Чтобы иметь успех в борьбе с низшей природой, нужно хорошенько усвоить себе всю
опасность обращения ума, хотя бы на секунду, на грязные мысли. В этом всякая
игра с огнём будет иметь гибельные последствия, и спасение лежит только в
моментальном придании уму другого направления, как только прежние мысли и
побуждения проникнут в него.
“Борись с нечистыми помыслами твоими прежде, чем они начнут одолевать тебя. ...
Остерегайся, ученик, и не допусти даже тени их приблизиться к тебе”. Или:
“Одна единственная мысль о том прошлом, прах которого ты отряс от ног твоих,
потянет тебя вниз, и тебе придётся опять с самого начала приступать к
восхождению”.
Быть чистым — значит быть сильным. Чистота и духовная сила неразлучны. Без
чистоты не может быть действительной мощи, даже мощи разума. В той самой мере, в
которой низшая природа властвует над человеком, в той самой мере он слаб и
физически, и умственно, и нравственно. Физическое, моральное и ментальное начала
так тесно переплетены между собой, что естественно оказывают взаимодействие друг
на друга. Поодиночке ни одно из них устоять не может, ибо фактически они все
одно связное целое, и польза или потеря одного есть польза или потеря всех
вместе. Чистота и сила должны быть у всех их или ни у одного. Поэтому чистота
есть буквально путь к могуществу, к силе, к знанию и к бессмертию.
ПРАВДИВОСТЬ
Правдивость, подобно чистоте, есть одно из непременных условий оккультного
прогресса. Кто хочет познать высшую правду — тот прежде всего должен быть сам
правдивым. Мы сможем понять реальное только тогда, когда сами здравы, правдивы и
искренни до глубины сердца.
Обычный человек мира, обыватель, мало сознаёт до какой степени он лжив. Он и
думает лживо, и говорит лживо, и ему даже в голову не приходит, что он совершает
что-то неправильное. Обычно он выставляет себя в ином свете, чем он есть на
самом деле. Он всегда старается, чтобы о нём создалось впечатление лучше, нежели, как он сам знает, он того стоит. Жизнь его среди окружающих — сплошной маскарад.
Чтобы помешать другим узнать о себе правду, он с лёгким сердцем лжёт, как только
ему покажется это нужным в целях сокрытия истины.
Он и говорит, и поступает с таким расчётом, чтобы ввести людей в заблуждение и
заставить их составить себе ложное понятие и о нём самом и о делах его. Он даже
не может уяснить себе, что следует непременно, не взирая на обстоятельства,
сознаться в своей ошибке или в неправильности своего суждения. Если разгласилась
его ссора с кем-либо, то он не щадит труда, чтобы показать, как виновен во всём
его противник, а отнюдь не он.
Если он распустил про кого-либо вредную сплетню, и затем сам убедился в ложности
её, то вместо того, чтобы сколь можно исправить свою вину, он очень часто, даже
слишком часто, думает только о том, как бы оправдать своё осуждение, разыскать
какие-нибудь другие зловредные факты относительно своей жертвы, которые, по
крайней мере, придали бы некоторую разумность его первой сплетне. Во всяком
случае он не потерпит, чтобы кто-нибудь подумал о нём, что именно его то и
следует винить в возникшем недоразумении. И когда у него возникают какие-либо
противоречия или столкновения с другими, то он упорно закрывает глаза и уши той
существующей в природе аксиоме, что каждая палка имеет два конца, что у каждой
медали есть две стороны. Он слепо верит, что если он сумеет втереть очки, что он
лучше, чем есть на самом деле, что уж у него не может быть ошибок и слабостей,
то от этого ему будет польза. И если бы кто-нибудь ему высказал предположение,
что подлинные его интересы были бы лучше всего ограждены полной его