местного правителя Сяовэнь-ди в 495 г. Бато
основывает в горах Суншань в уезде Дэнфэн на территории современной
провинции Хэнань небольшой монастырь, который называет Шаолиньсы -
«Монастырь молодого леса», так как располагался он на редколесье.
/Шаолиньсы юй Шаолиньцюань (Шаолиньский монастырь и шаолиньский
кулак), Сборник материалов. Гуанчжоу, 1984, с. 11./. Дело в том, что гора,
на которой была построена обитель — чуть ниже по сравнению с другими
горными пиками, и поэтому казалось, что лес, который окружал
Шаолиньсы, чуть ниже, чем в других местах. Так возникло название этой
легендарной обители.
Это место для постройки монастыря было выбрано не случайно, поскольку
горы Суншань и именно та их часть, где был построен монастырь считалась
священной и здесь издавна селились даосы. Такая святость места, овеянная
легендами, не могла не породить новые мифы о монахах-обитателях
Шаолиньского монастыря, пришедшие на смену историй о даосских
бессмертных, что обитали здесь. Дело здесь даже не столько в том толчке,
который дал буддизм развитию ушу (фактически, его и не было), а именно в
«святости» места. Именно на стержень этой «чудесности и сокровенности»
стали наслаиваться легенды о монахах-бойцах - усэнах, ибо китайское
сознание настойчиво требовало наличия единого центра боевых искусств, в
котором к тому же сконцентрировались и традиции духовной жизни, в
частности, чань-буддизм, вера в духов, чудеса буддистов, приключения
магов и многое другое. Прислушаемся к мнению большой группы
китайских историков, специально исследовавших эту проблему и сделавших
недвусмысленный вывод: «Фактически, связь между Шаолиньским
монастырем и рождением ушу возникла из целого ряда факторов, но при
этом ни один из этих факторов сам не возник из буддийского учения. Этот
ряд факторов стал результатом взаимосложения целого ряда естественно-
исторических причин». /Куан Вэньнань.Чжунго ушу вэньхуа гайлунь
(Общая теория культуры китайского ушу), Чэнду, 1990, с. 98/. Посмотрим,
как это наложение происходило в исторической конкретике.
Первоначально монастырь представлял собой лишь несколько деревянных
построек. Ему с самого начала не везло. При династии Северная Чжоу в 572-
575 гг. обитель была закрыта из-за гонений на буддизм, а монахи
распущены. Причина этого была весьма забавна. В ту эпоху рост
буддийских и даосских монастырей был столь стремителен, что менял даже
социальную структуру населения. Лишь вокруг одного города Лояна, что
неподалеку от Шаолиньсы, насчитывалось 1370 буддийских обителей.
Супруга правителя государства Северного Чжоу У-ди покинула светскую
жизнь и ушла в буддийские монахини, такую же судьбу избрали еще пять
наложниц правителя. Дело дошло до того, что, перестало хватать народа для
обработки полей, так как буддийское учение в то время запрещало работы
на земле, поскольку это могло повредить всякой мелкой живности.
Правитель издает гневный указ, видимо, памятуя и личную обиду от жен и
наложниц: «Монастыри закрыть, а монахов распустить, дабы они вернулись
к мирской жизни». /Чжунго фоцзяо ши (История китайского буддизма), под
ред. Ху Ши/. Удар пришелся не только по буддийским монастырям, но и по
даосским и конфуцианским кумирням. В результате столь кардинальных
мер к мирской жизни вернулось более двухсот монахов, что сравнительно
немного, если сравнить это количество с общим числом монастырей.
Когда в мае 574 г. правитель собрал видных чиновников и представителей
монашества для обсуждения этого вопроса, присутствовавший на собрании
шаолиньский монах Чжисюань вступил в резкую дискуссию, отстаивая
право монастырей на существование, но его доводы не возымели силы.
Монастырь был закрыт. /Ляо Юйгун. Шаолиньсы нэйвай гун чжэньчуань
(Истинная традиция внешнего и внутреннего искусства Шаолиньского
монастыря), Пекин, 1990, с. 19./.
Правда, такие гонения продолжались недолго, уже в 579-580 гг. монастырь
был восстановлен, но под другим названием Чжихусы - «Взбираться на
поросший холм», что являлось реминисценцией фразы из китайской
классической «Книги Песен». Однако это название не прижилось, и через
год монастырю возвратили старое имя Шаолинсы.
Естественно, что первым настоятелем монастыря стал сам его создатель
Бато, он же и начал набирать послушников. Первый последователь Бато
попал в монастырь довольно необычным образом. Однажды, прогуливаясь
по улицам Лояна, Бато увидел забавное зрелище. Молодой монах (ему было
лишь 12 лет) Хуэйгун,