стоя на краю колодца, жонглировал ножным воланом
(род китайского футбола), причем делал по 500 ударов ногой по волану за
один подход. Восхитившись его умением, Бато взял Хуэйгуна в монастырь,
где тот не только преподавал монахам ушу, но в зрелом возрасте даже
перевел на китайский язык известный буддийский трактат «Десять земель»
('Шиди'). /Дэцянь. Шаолинь усэн чжи (Хроники монахов-бойцов
Шаолиньского монастыря), Пекин, 1988, с. 17/.
Второй монах Сэнтяо (480-560) был неизменно серьезен и сосредоточен. С
детства Сэнтяо был слаб и укреплял свое тело занятиями ушу. Поняв, что
крепость тела непосредственно зависит от силы духа, он в поисках методик
самосовершенствования обращается в буддизм и поселяется в монастыре
Цзиньминсы. Прошло почти десять лет, но просветление никак не
приходило к молодому. В конце концов он покидает монастырь и
отправляется на поиски Бато, рассказы об удивительном умении которого
достигли его ушей. Сначала Бато отнесся с недоверием к Сэнтяо - разве
может быть хорошим учеником тот, кто, воспитываясь в монастыре десяток
лет, так ничего и не достиг? Нехотя, он все же согласился взять его в
послушники. И вскоре Сэнтяо стал единственным последователем
индийского патриарха, полностью перенявшим от него тайную технику и
учение о смысле сидячей медитации. Именно его назвал Бато своим
преемником. Бато был весьма доволен своим учеником: «Среди
постигающих созерцание, ты самый способный», - с удовлетворением
говорил он. /Дэцянь. Шаолинь усэн чжи (Хроники монахов-бойцов
Шаолиньского монастыря), с. 16./
Вместе с Хуэйгуном Сэнтяо преподавал в монастыре ушу, причем его
подготовка была столь отменной, что он мог нанести удар ногой в прыжке
выше собственного роста без всякого разбега. Китайской традицией этот
монах был назван «первым монахом-бойцом Шаолиньского монастыря».
Отметим, что это произошло за несколько десятилетий до легендарного
прихода Бодхидхармы в Шаолинь.
Учение о сидячей медитации, о созерцании собственной природы как
высшем буддийском искусстве не должно было замкнуться в небольшом
монастыре. Эта мысль позвала Сэнтяо в дорогу. К тому же по буддийской
традиции считалось, что для окончательного просветления требуется такое
странствие меж гор и вод - «между Небом и Землей». Так Сэнтяо становится
первым бродячим монахом-бойцом. Он проповедует учение чань в царстве
Ци и завоевывает уважение даже у высокомерного правителя Вэньсюань-ди,
а в 552 г. в горах Луншань - «Драконьих горах» создает чаньскую обитель,
названную его последователями «Монастырем облачных врат» -
Юньмэньсы. /Митхата Р. Цзяньмин чжунго фоцзяо ши (Краткая история
китайского буддизма), с. 117/.
Но вернемся к Шаолиньскому монастырю. Он быстро развивался, хотя его
деревянные постройки нередко горели. Количество послушников
колебалось от нескольких десятков до двухсот-трехсот человек. Основной
целью пребывания в монастыре стало «прозрение природы Будды» на
основе сочетания сидячей медитации и активных физических упражнений,
включающих занятия ушу, работы по благоустройству монастыря и в
монастырском саду, называемые «пуцин» - «приглашены все».
Между наставниками постепенно происходит дифференциация - выделяется
особый разряд людей, чьей основной задачей становится преподавание ушу.
Назывались они либо просто «учителя кулачного боя» (цюаньши) либо
«старейшины в преподавании боевого искусства» (уцзяо тоу). Они
разрабатывают не только приемы кулачного боя, но и принципы работы с
оружием, причем большинство таких методов не изобретается самими
монахами, но приходит от народных учителей-мирян. Первым оружием
монахов становится их неразлучный спутник - монашеский посох,
изготовленный обычно из твердого и тяжелого дерева. Позже начинают
использоваться и простейшие подручные средства, сельскохозяйственные
орудия, предметы обихода: лопатки, костыли, короткие палки, заступы,
метелки для отгона мух, палочки для еды, даже матерчатые тапочки и
плетеные корзинки, считавшиеся «тайным» монашеским оружием.
Как гласят шаолиньские архивы, первоначально все приемы были
объединены в один комплекс, называемый «18 рук архатов» или «18
приемов архатов», включавший в себя несколько захватов и освобождение
от них, удары кулаками, ладонями, подсечки и невысокие удары ногами.
Архат (кит. лохань) - это последователь Будды, достигший последней
четвертой степени святости на пути к нирване и полностью освободившийся
от земных желаний. Легенды гласили, что каждый