коротких атаках с
большим количеством ударов локтями и ладонями. Высокая официальная
оценка монастыря привлекала немало новичков, и в Шаолиньсы к УП в. уже
находилось около 2 тыс. послушников, хотя эта цифра может быть
значительно завышена, судя по небольшим размерам самого монастыря.
/Дэцянь. Шаолинь усэн чжи (Хроники монахов-бойцов Шаолиньского
монастыря), с. 4./
Большинство всех этих сведений - о 13 помощниках императора, обширной
боевой практике - происходят непосредственно из уст и материалов самого
шаолиньского монастыря, либо являются частью народного предания,
поэтому достоверных сведений о занятиях шаолиньских монахов ушу мы и
здесь не встречаем. Однако расскажем еще одну историю из шаолиньского
канона.
Монашеское искусство долгое время считалось только привилегией
мужчин, однако в 1Х веке это правило было нарушено. Шаолиньские
хроники связывают эту историю с именем монаха-бойца Фуху (898-970),
известного знатока шаолиньского цигун и прекрасного бойца лэйтай.
Хроники так описывают его героический облик: «Своим дыханием валил
противника с ног, мог находиться в спокойном созерцании по десятку дней,
а двигаясь, сбивал опоры у дома».
Однажды, когда этот замечательный человек возвращался в Шаолиньсы из
монастыря Баймасы ('Белой лошади'), ему на дороге повстречалась
женщина-воин с огромным луком в руках. Испугавшись свирепого вида
монаха, она пустила в него стрелу. Фуху, вытянув руку, поймал стрелу и
бросил ее в женщину. Хотя стрела лишь слегка царапнула грозную
воительницу, та тут же трижды по ритуалу преклонила колени перед
мастером, попросившись к нему в ученицы. «Я желаю уйти от мира, став
монахиней, и спасать мириады живых существ». Они вместе вернулись в
монастырь, и Фуху передал ей свои методики цигун, научив «передвигаться
в бою легко, как ласточка, нападать и наступать как снующий взад-вперед
ткацкий челнок», объяснил, как стрелять из лука без промаха со ста шагов,
действовать цепью и веревкой с грузом на конце.
В 967 г. Фуху со своими лучшими учениками покинул монастырь,
отправившись на юг, где распространял шаолиньское учение, поражая
последователей великолепным мастерством. Через три года он вернулся в
родную обитель, где и скончался - «обрел абсолютный покой», как говорили
сами буддисты. Фуху похоронили на семейном кладбище Шаолиня - в
«Лесу пагод» (талинь), где вплоть до настоящего времени хоронят
выдающихся монахов. /Дэцянь. Шаолинь усэн чжи (Хроники монахов-
бойцов Шаолиньского монастыря), с. 26./
Постепенно сформировались и основные дисциплины, которым обучали
шаолиньских монахов, причем этот набор предметов оставался неизменным
до начала нашего века. Курс обучения состоял из четырех основных
разделов. Первый - буддизм (фо) представлял собой изучение основных
буддийских уложений и канонов, монастырских правил (виная), основ
медитативной практики и созерцания. Второй раздел - боевой (у) включал в
себя практику боевых искусств, методы поддержания физического здоровья,
выездку на коне. Третий раздел - медицинские знания (и) включал основы
массажа, использование и составление лечебных бальзамов, отваров, мазей,
применение в медицинской практике ядов, минералов, внутренностей
животных. Нередко во время тренировки монахи получали серьезные
травмы и для их врачевания было разработано более трех тысяч различных
рецептов. Последний, четвертый раздел - «гражданские науки» (вэнь)
предусматривал занятия каллиграфией, стихосложением, изучение
классической литературы и живописи. До сих пор одной из высших похвал
шаолиньских монахов может служить фраза - «человек, искушенный в
четырех дисциплинах».
В ту эпоху монашеское боевое мастерство вряд ли можно было назвать
экстраординарным, в частности, сами Шаолиньские послушники
признавали, что профессиональные армейские инструктора ушу
значительно превосходят их. Подтверждением этому служит тот факт, что в
961 г. тогдашний настоятель Шаолиня Фуцзюй пригласил 18 самых
известных мастеров ушу в монастырь, поселив их в своей обители на три
года, для демонстрации своих школ и обучения монахов. В этом рассказе не
случаен сюжет о 18 мастерах - символическом напоминании о 18 архатах. В
это же время император Чжао Куанъин, большой знаток боевых искусств,
регулярно поддерживал связи с монастырем и даже посылал туда известных
военачальников Гао Хуайдэ и Гао Хуэйляна для обмена опытом. /Дэцянь.
Шаолинь усэн чжи (Хроники монахов-бойцов Шаолиньского монастыря), с.
5/