А.А. Маслов

У ИСТОКОВ ШАОЛИНЬСКОЙ ЛЕГЕНДЫ

По сути именно деятельность настоятеля Фуцзюя и положила начало

регулярной практике ушу среди монахов. Про самого Фуцзюя рукописная

хроника Шаолиня говорит: 'Известный монах Шаолиньсы Фуцзюй был

велик своей благодатью, был совершенен и в буддизме, и в ушу, и в

медицине, и в гражданских науках' /Шаолиньцюань пу шоумяобэнь

(Рукописные речения о шаолиньцюань), цз. 1/.

Во второй половине Х в. Фуцзюй неоднократно (по некоторым источникам -

трижды) приглашал лучших мастеров Китая для развития Шаолиньской

системы. В результате этого и начал формироваться ранний шаолиньский

стиль, представлявший тогда своеобразную «коллекцию» лучших народных

и армейских методов ушу. Приглашенными преподавателями в монастыре

стали отнюдь не добродетельные последователи Будды или степенные

ученые мужи-конфуцианцы, но простые малообразованные народные

учителя, причем среди них хроники упоминают и разбойников, бродячих

воинов, способ добывания денег которыми не вызывал особых сомнений. И

вот якобы такие люди стали наставниками смиренных монахов в боевых

искусствах. Основой для этих сведений становятся известные «Хроники

Шаолиньского монастыря», дословно рассказывающие о следующем:

«Овладевающий искусством кулачного боя /В тексте дословно говорится об

«искусстве ладони», что свидетельствует о том, что уже в ту эпоху

большинство ударов наносилось не кулаком, но ладонью как поверхностью,

способной обеспечить более мощный «выброс усилия» и «выброс ци»/

начинал свои занятия с искусства «длинного кулака» (чанцюань) сунского

императора Тай-цзу (т.е. Чжао Куанъиня - А.М). Стиль тунби ('руки,

проходящие насквозь') мастера Хань Туна представлял собой особо

изощренный метод из способов «оборачивания и подсекания» учителя Ю

Гоэня. /«Оборачивания и подсекания» - речь идет о характерной

шаолиньской технике - залом запястья противника «оборачиванием» своей

кисти в районе лучезапястного сустава противника, после чего следует

подсечка. Этот прием мог привести к перелому руки и вывиху коленного

сустава/ .Но еще более удивительным считался стиль «короткого кулака»

(дуаньцюань) мастера Вэнь Тяня, а самым эффективным - стиль «коротких

ударов» (дуаньда) учителя Ма Цзи. Особо развит был «кулак обезьяны»

(хоуцюань) учителя Кун Даня. Благодаря надавливаниям корпуса мастера

Хуан Гу противнику трудно близко подойти к тебе. Удары всей плоскостью

ладони (мяньчжан) мастера Мянь Чэна стремительно-неудержимы. А вот

еще несколько стилей: «сквозной кулак» (тунцюань) учителя Цзинь Сяна из

области Янь, «захватывающие, отводящие и давящие руки» Лю Сина,

«крутящиеся» удары по ушам Тань Фана, методы «приклеивания»,

/«Приклеивание» - наложение своих ладоней на конечности противника, что

обеспечивает полный контроль над его действиями и значительно сковывает

движения. На высших этапах «приклеивание» должно выполняться не

только путем физического воздействия, но и «следование» своим сознанием

за намерениями соперника/, захватов и прыжков Янь Цина, могучие парные

удары ногами - «ноги утки-мандаринки» мастера Линь Чуна, семь позиций и

последовательные удары ладонями учителя Мэн Су, «взрывающиеся удары»

(баочуй), наносимые в углубления тела (т.е. в болевые точки - А.М.) мастера

Цуй Ляня, методы «пронзающих рук, отведения атак и прямого

проникновения» Ян Гуня, способы победы над соперником стиля богомола

мастера Ван Лана, броски и жесткие удары Гао Хуайдэ. Все это, начиная от

«коротких ударов» вплоть до «длинного кулака», было собрано и обобщено

чаньским учителем Фуцзюем». /Дэцянь. Шаолинь гунфу цыдянь. (Словарь

Шаолиньского гунфу), Пекин, 1988, 395-396/.

Перечисленных методов и стилей, собранных Фуцзюем, ровно

восемнадцать. Может быть, вышеназванные мастера или их прямые

последователи и были теми 18 учителями, которые преподавали в

Шаолиньском монастыре премудрости ушу монахам? Кстати, на этой,

довольно обширной цитате из «Хроник Шаолиньского монастыря» многие

китайские исследователи ушу основывают свое мнение о том, что уже в Х

веке монахи не просто активно занимались боевыми искусствами, но имели

в своем арсенале столь разнообразные методы боя, что превосходили в

своем мастерстве и комплексности изучения любых народных учителей и

даже профессиональных воинов. Но кое-что подсказывает нам, что мы

вновь сталкиваемся с уже привычной мифологизацией действительности и

«углублением» истории боевых искусств.

Прежде всего, ряд перечисленных в «Хрониках...» мастеров жил

значительно позже