По сути именно деятельность настоятеля Фуцзюя и положила начало
регулярной практике ушу среди монахов. Про самого Фуцзюя рукописная
хроника Шаолиня говорит: 'Известный монах Шаолиньсы Фуцзюй был
велик своей благодатью, был совершенен и в буддизме, и в ушу, и в
медицине, и в гражданских науках' /Шаолиньцюань пу шоумяобэнь
(Рукописные речения о шаолиньцюань), цз. 1/.
Во второй половине Х в. Фуцзюй неоднократно (по некоторым источникам -
трижды) приглашал лучших мастеров Китая для развития Шаолиньской
системы. В результате этого и начал формироваться ранний шаолиньский
стиль, представлявший тогда своеобразную «коллекцию» лучших народных
и армейских методов ушу. Приглашенными преподавателями в монастыре
стали отнюдь не добродетельные последователи Будды или степенные
ученые мужи-конфуцианцы, но простые малообразованные народные
учителя, причем среди них хроники упоминают и разбойников, бродячих
воинов, способ добывания денег которыми не вызывал особых сомнений. И
вот якобы такие люди стали наставниками смиренных монахов в боевых
искусствах. Основой для этих сведений становятся известные «Хроники
Шаолиньского монастыря», дословно рассказывающие о следующем:
«Овладевающий искусством кулачного боя /В тексте дословно говорится об
«искусстве ладони», что свидетельствует о том, что уже в ту эпоху
большинство ударов наносилось не кулаком, но ладонью как поверхностью,
способной обеспечить более мощный «выброс усилия» и «выброс ци»/
начинал свои занятия с искусства «длинного кулака» (чанцюань) сунского
императора Тай-цзу (т.е. Чжао Куанъиня - А.М). Стиль тунби ('руки,
проходящие насквозь') мастера Хань Туна представлял собой особо
изощренный метод из способов «оборачивания и подсекания» учителя Ю
Гоэня. /«Оборачивания и подсекания» - речь идет о характерной
шаолиньской технике - залом запястья противника «оборачиванием» своей
кисти в районе лучезапястного сустава противника, после чего следует
подсечка. Этот прием мог привести к перелому руки и вывиху коленного
сустава/ .Но еще более удивительным считался стиль «короткого кулака»
(дуаньцюань) мастера Вэнь Тяня, а самым эффективным - стиль «коротких
ударов» (дуаньда) учителя Ма Цзи. Особо развит был «кулак обезьяны»
(хоуцюань) учителя Кун Даня. Благодаря надавливаниям корпуса мастера
Хуан Гу противнику трудно близко подойти к тебе. Удары всей плоскостью
ладони (мяньчжан) мастера Мянь Чэна стремительно-неудержимы. А вот
еще несколько стилей: «сквозной кулак» (тунцюань) учителя Цзинь Сяна из
области Янь, «захватывающие, отводящие и давящие руки» Лю Сина,
«крутящиеся» удары по ушам Тань Фана, методы «приклеивания»,
/«Приклеивание» - наложение своих ладоней на конечности противника, что
обеспечивает полный контроль над его действиями и значительно сковывает
движения. На высших этапах «приклеивание» должно выполняться не
только путем физического воздействия, но и «следование» своим сознанием
за намерениями соперника/, захватов и прыжков Янь Цина, могучие парные
удары ногами - «ноги утки-мандаринки» мастера Линь Чуна, семь позиций и
последовательные удары ладонями учителя Мэн Су, «взрывающиеся удары»
(баочуй), наносимые в углубления тела (т.е. в болевые точки - А.М.) мастера
Цуй Ляня, методы «пронзающих рук, отведения атак и прямого
проникновения» Ян Гуня, способы победы над соперником стиля богомола
мастера Ван Лана, броски и жесткие удары Гао Хуайдэ. Все это, начиная от
«коротких ударов» вплоть до «длинного кулака», было собрано и обобщено
чаньским учителем Фуцзюем». /Дэцянь. Шаолинь гунфу цыдянь. (Словарь
Шаолиньского гунфу), Пекин, 1988, 395-396/.
Перечисленных методов и стилей, собранных Фуцзюем, ровно
восемнадцать. Может быть, вышеназванные мастера или их прямые
последователи и были теми 18 учителями, которые преподавали в
Шаолиньском монастыре премудрости ушу монахам? Кстати, на этой,
довольно обширной цитате из «Хроник Шаолиньского монастыря» многие
китайские исследователи ушу основывают свое мнение о том, что уже в Х
веке монахи не просто активно занимались боевыми искусствами, но имели
в своем арсенале столь разнообразные методы боя, что превосходили в
своем мастерстве и комплексности изучения любых народных учителей и
даже профессиональных воинов. Но кое-что подсказывает нам, что мы
вновь сталкиваемся с уже привычной мифологизацией действительности и
«углублением» истории боевых искусств.
Прежде всего, ряд перечисленных в «Хрониках...» мастеров жил
значительно позже