пожалуй, единственным реальным
подтверждением существования монашеских боевых искусств.
Если чисто 'монастырских' школ ушу возникло не очень много, то с другой
стороны, в Китае существует целый ряд стилей, сформировавшихся в лоне
буддийской традиции. Проповедниками таких стилей были либо бродячие
монахи, либо лидеры народных сектантских 'еретических' тайных обществ,
Да и сам шаолиньцюань нельзя в полной мере отнести к буддийским стилям
- слишком много в нем было чисто народных привнесений. Лишь молва по-
прежнему относила его к буддийской традиции. В разных районах империи
независимо от шаолиньцюань возникали пробуддийские стили, например,
ламацюань - «Стиль ламы», взрывной фомэньцюань - «Кулак буддийской
школы» в Хубэе, милэфоцюань - «Кулак Будды Майтреи», дамоцюань -
«Кулак Дамо», лоханьцюань - «Кулак архатов». Крайне закрытая
буддийская школа ушу кунмэньцюань - «Школы Пустоты» (шуньяты -
центрального понятия буддизма) была создана в Хубэе на рубеже ХУП-
ХУШ вв. и закрытый стиль «Школы Пустоты» мастером Сунь Тинчжаном.
На уровне народной культуры господствовал синкретизм, характерный в
том числе и для многих «еретических» тайных сект, внутри которых шли
активные занятия ушу. Учения накладывались одно на другое, всякие
границы между ними стирались, народ успешно поклонялся одновременно и
даосским духам, и буддийским божествам, и конфуцианским мудрецам. Это
же отразилось и на индоктринации ряда школ ушу - их буддизм был
достаточно относителен и скорее служил символическим выражением
божественного и запредельного начал в ушу, нежели реальной доктриной.
Немногие из членов таких школ разбирались в хитросплетениях буддийских
терминов.
В частности, бойцы могли практиковать даосский цигун, проповедовать
буддийское учение о просветлении и преемствовать конфуцианские нормы
поведения и взаимоотношений.
В частности, в провинции Фуцзянь был создан стиль, традиционно
относимый к буддийскому направлению ушу - наньфоцюань ('Кулак
южного Будды'), первоначальным названием которого было пусацюань -
«Кулак пуса» (т.е. боддисатвы). Хотя такое название недвусмысленно
указывало на привилегированное положение здесь буддизма, однако сам
стиль был создан даосским магом, который с детства обучался у своего
отца, а последователи стиля выше всего ценили конфуцианский ритуал и
человеколюбие. Может быть эта многоликость отразилась и на формах
стиля. С виду стиль мягок, его движения округлы, подобно
перекатывающемуся мячу, но податливость эта лишь кажущаяся. Бойцы
отрабатывают жесткие удары кулаками и ладонями в песок. Стили,
подобные «Кулаку южного Будды», были повсеместно распространены в
деревнях в ХУШ в., воплощая тем самым «прикладное» понимание
буддизма.
Самое время спросить - а как же все эти истории о «центре всех боевых
искусств Поднебесной», монахах-бойцах, загадочном Бодхидхарме,
коридорах смерти и прочих волнующих воображение событиях? Велико же
будет удивление того, кто найдет в себе терпение пролистать шаолиньские
хроники, благо часть из них уже опубликована. Окажется, что многие
рассказы о Шаолиньсы - не более, чем легенды, но этим они и интересны
для нас - на примере Шаолиня можно изучить весь процесс подмены
истории ушу мифом об ушу.
Сначала - несколько оговорок. Под общим названием шаолиньцюань -
«шаолиньский кулак» фигурируют несколько сот стилей, подавляющее
большинство из которых вообще никак не связано ни с Шаолиньским
монастырем, ни с его обитателями. Мы же будем вести речь о том
направлении ушу, которым занимались шаолиньские монахи. Нам придется
различать два вида источников: первые - это внутренние хроники
Шаолиньсы, фактически, это то, что монахи думают сами о своем искусстве
и что они, мягко говоря, «додумывают», когда реальность оказывается
менее поражающа, чем того требует китайское сознание. Второй тип
источников - это внешние материалы, то есть отчеты чиновников о
посещении монастыря, записки генералов, путешественников, проще
говоря, всех тех, кто не принадлежал к монашескому сословию и кто не
испытывал необходимости приукрашать действительность.
Сколько в Китае Шаолиньских монастырей? Пусть этот вопрос не
покажется удивительным, так как истории о разных монастырях могли
пересекаться, накладываться друг на друга, создавая нередкую в китайских
хрониках путаницу. Шаолиньских монастырей существовало по крайней
мере десять, однако наибольшую известность приобрели два - Северный
Шаолиньсы на горе Суншань уезда