обретают внешнюю форму - это значит
получить основу. В этом базовом (основном) ци человек и имеет свой
корень... Поэтому, если постигнешь способ успокоения сердца-души, то и
дух возрадуется. Радостное состояние духа - это и есть рождение счастья, а
преисполнение счастьем ведет к обретению Дао, достижению абсолютного
просветления и запредельной мудрости, когда все будет пронзаться
пресветлой сокровенностью. Сердце озаряется знанием использования
(сущности вещей), и тогда сможешь пользоваться ею, не пользуясь» (Там
же, с. 17, 18). Таким образом, дыхательно-медитативное созерцание Дамо
вело к мистическому Знанию использования внутренней природы вещей,
т.е. их «буддовости», ибо каждая вещь есть «тело Будды». Еще раз
подчеркнем, что здесь все начинается с простого успокоения сознания.
Таким образом, ключевым постулатом «духовного проникновения» стало
успокоение духа и очищение сознания путем регуляции собственного
дыхания - методика, пришедшая из даосизма. Шаолиньские монахи,
отвлекшись от бессмысленного заучивания и репетиции сутр (хотя позже
была создана обширная чань-буддийская литература), занялись
«безмолвным созерцанием перед стеной», вскармливали ци, умиротворяли
сердца и таким образом шли по пути достижения сатори.
Вместе с этим первоучитель предписал им «проникновение посредством
действия», которое предусматривало четыре вида поступков - «четыре
действия». Они включали воздаяние за зло, отсутствие мирских стремлений,
служение дхарме (т.е. буддийскому учению), следование судьбе.
Дальнейшая судьба Бодхидхармы после его прихода в Шаолиньсы
противоречива и до конца не ясна даже в монастырской хронике.
Монастырская версия утверждает, что сам Дамо не стал жить в монастыре, а
поселился в небольшом храме, на полпути между монастырем и горной
пещерой. Этот храм сохранился до сих пор и носит имя 'Обитель первого
патриарха' (Чуцзу ань). 'Передавать светильник истины' в Шаолиньсы
отправился его ученик Хуэйкэ, хотя сам долгое время проживал не в
монастыре, а в небольшой кумирне недалеко от него, с тех пор называемой
'Обитель второго патриарха' (Эрцзу ань). Когда же Дамо окончательно
открыл своему ученику «истинное учение сердца», он покинул горы
Суншань, оставив монахам знаменитый трактат по искусству
самосовершенствования «Ицзиньцзин» - «Об изменениях в мышцах». По
другой легенде Дамо скончался и был сожжен.
Эта история имела забавное продолжение, распространенное на уровне
народных преданий и которые нашли свое отражение в 'Хрониках уезда
Дэнфэн', т.е. того уезда, где располагается Шаолиньсы. Составление хроник
было завершено в 1530 г., хотя большинство записей, касающихся
Шаолиньсы относится к XV в. 'Чаньский учитель Дамо во времена
правителя царства Лян У-ди из Западных земель (т.е. из Индии - А.М.)
переправился на лодке через море и достиг города Цзилиня. В беседе с У-ди
он не нашел согласия и поселился под пиком Укунфэн, что в горах
Суншань. Просидел лицом к стене девять лет и предал Дхарму Хуэйкэ,
после чего скончался. На рубеже правления Вэй и Сун (т.е. VI-X вв.)
посланник, направленный в Западные земли, по возвращению повстречал
Дамо в Памире, и увидел, что тот нес в руке лишь одну сандалию, а затем
стремительно удалился. Вернувшись, чиновник доложил об этом случае,
могилу [Дамо] вскрыли и обнаружили там лишь одну сандалию!'. /Дэнфэн
сяньчжи (Хроники уезда Дэнфэн). Дэнфэн, 1984, с. 32./.
Примечательно, что в 'Хрониках' ничего не сказано ни о связи Дамо с
Шаолиньсы, ни с боевыми искусствами. Вместе с этим символ соломенной
сандалии вообще неоднократно фигурирует в рассказах о Дамо, вспомним
хотя бы, что именно этот предмет послужил ему «кораблем» для переправы
из Индии в Китай (по другой версии он переправился через море на ветви
тростника). Официально же существуют две версии его смерти,
противоречащие, как и все в китайских преданиях, друг другу. Трактат
«Жизеописания достойных монахов» ('Гаосэн чжуань') рассказывает, что
Дамо умер в 534-537 гг. где-то недалеко от Лояна, т.е. там, где находился
Шаолиньсы, и был сожжен. Однако через триста лет в исторических
хрониках Лю Сюя «Книга династии поздняя Тан» в разделе «Жития Магов»
говорится, что Дамо «нашел пристанище в Шаолиньском монастыре, что в
горах Суншань. Он был случайно отравлен и умер». Не отголосок ли это
многочисленных смертей от отравления «пилюлями бессмертия» даосских
магов?
Туманное описание смерти Дамо далеко не единственная загадка в нашем
повествовании.