А.А. Маслов

У ИСТОКОВ ШАОЛИНЬСКОЙ ЛЕГЕНДЫ

обретают внешнюю форму - это значит

получить основу. В этом базовом (основном) ци человек и имеет свой

корень... Поэтому, если постигнешь способ успокоения сердца-души, то и

дух возрадуется. Радостное состояние духа - это и есть рождение счастья, а

преисполнение счастьем ведет к обретению Дао, достижению абсолютного

просветления и запредельной мудрости, когда все будет пронзаться

пресветлой сокровенностью. Сердце озаряется знанием использования

(сущности вещей), и тогда сможешь пользоваться ею, не пользуясь» (Там

же, с. 17, 18). Таким образом, дыхательно-медитативное созерцание Дамо

вело к мистическому Знанию использования внутренней природы вещей,

т.е. их «буддовости», ибо каждая вещь есть «тело Будды». Еще раз

подчеркнем, что здесь все начинается с простого успокоения сознания.

Таким образом, ключевым постулатом «духовного проникновения» стало

успокоение духа и очищение сознания путем регуляции собственного

дыхания - методика, пришедшая из даосизма. Шаолиньские монахи,

отвлекшись от бессмысленного заучивания и репетиции сутр (хотя позже

была создана обширная чань-буддийская литература), занялись

«безмолвным созерцанием перед стеной», вскармливали ци, умиротворяли

сердца и таким образом шли по пути достижения сатори.

Вместе с этим первоучитель предписал им «проникновение посредством

действия», которое предусматривало четыре вида поступков - «четыре

действия». Они включали воздаяние за зло, отсутствие мирских стремлений,

служение дхарме (т.е. буддийскому учению), следование судьбе.

Дальнейшая судьба Бодхидхармы после его прихода в Шаолиньсы

противоречива и до конца не ясна даже в монастырской хронике.

Монастырская версия утверждает, что сам Дамо не стал жить в монастыре, а

поселился в небольшом храме, на полпути между монастырем и горной

пещерой. Этот храм сохранился до сих пор и носит имя 'Обитель первого

патриарха' (Чуцзу ань). 'Передавать светильник истины' в Шаолиньсы

отправился его ученик Хуэйкэ, хотя сам долгое время проживал не в

монастыре, а в небольшой кумирне недалеко от него, с тех пор называемой

'Обитель второго патриарха' (Эрцзу ань). Когда же Дамо окончательно

открыл своему ученику «истинное учение сердца», он покинул горы

Суншань, оставив монахам знаменитый трактат по искусству

самосовершенствования «Ицзиньцзин» - «Об изменениях в мышцах». По

другой легенде Дамо скончался и был сожжен.

Эта история имела забавное продолжение, распространенное на уровне

народных преданий и которые нашли свое отражение в 'Хрониках уезда

Дэнфэн', т.е. того уезда, где располагается Шаолиньсы. Составление хроник

было завершено в 1530 г., хотя большинство записей, касающихся

Шаолиньсы относится к XV в. 'Чаньский учитель Дамо во времена

правителя царства Лян У-ди из Западных земель (т.е. из Индии - А.М.)

переправился на лодке через море и достиг города Цзилиня. В беседе с У-ди

он не нашел согласия и поселился под пиком Укунфэн, что в горах

Суншань. Просидел лицом к стене девять лет и предал Дхарму Хуэйкэ,

после чего скончался. На рубеже правления Вэй и Сун (т.е. VI-X вв.)

посланник, направленный в Западные земли, по возвращению повстречал

Дамо в Памире, и увидел, что тот нес в руке лишь одну сандалию, а затем

стремительно удалился. Вернувшись, чиновник доложил об этом случае,

могилу [Дамо] вскрыли и обнаружили там лишь одну сандалию!'. /Дэнфэн

сяньчжи (Хроники уезда Дэнфэн). Дэнфэн, 1984, с. 32./.

Примечательно, что в 'Хрониках' ничего не сказано ни о связи Дамо с

Шаолиньсы, ни с боевыми искусствами. Вместе с этим символ соломенной

сандалии вообще неоднократно фигурирует в рассказах о Дамо, вспомним

хотя бы, что именно этот предмет послужил ему «кораблем» для переправы

из Индии в Китай (по другой версии он переправился через море на ветви

тростника). Официально же существуют две версии его смерти,

противоречащие, как и все в китайских преданиях, друг другу. Трактат

«Жизеописания достойных монахов» ('Гаосэн чжуань') рассказывает, что

Дамо умер в 534-537 гг. где-то недалеко от Лояна, т.е. там, где находился

Шаолиньсы, и был сожжен. Однако через триста лет в исторических

хрониках Лю Сюя «Книга династии поздняя Тан» в разделе «Жития Магов»

говорится, что Дамо «нашел пристанище в Шаолиньском монастыре, что в

горах Суншань. Он был случайно отравлен и умер». Не отголосок ли это

многочисленных смертей от отравления «пилюлями бессмертия» даосских

магов?

Туманное описание смерти Дамо далеко не единственная загадка в нашем

повествовании.