должно быть, что-нибудь не так, – отвечали Сократу.
– И я так же думаю, – отвечал Сократ. – Жили люди прежде нас – не сказали ли они что
об этом? Да вот хоть бы надпись на храме. Что там написано? Написали это в старину. Не
про то ли самое, про что мы толкуем, как человеку с людьми жить?
– Там написано: «Узнай самого себя», а не про то, как людям жить, – отвечали Сократу.
– А может, и про то сказали: «Узнай самого себя». Может быть, если мы узнаем самих
себя, то и узнаем, как нам жить.
– Растолкуй нам это, Сократ, – сказал один.
– Вы знаете, я не умею толковать, – сказал Сократ, – я только умею спрашивать, а вы
мне сами растолкуете. Вот везут быки виноград. Ну, вот скажите мне: кто знает быков и кто
знает виноград? Тот ли, кто будет есть говядину и виноград, или тот, кто знает, как водить
быков и виноградники?
– Разумеется, тот, кто умеет водить.
– Ну, а чтобы хорошо водилась скотина и хорошо родился виноград, что надо знать?
– Надо знать, когда кормить, когда копать, когда подвязывать.
– А чтобы это делать хорошо, нужно знать, что нужно скотине и что нужно
винограднику. Не так ли? Не то ли же и про себя? Мы знаем себя, когда знаем, что нам
нужно. Знаем ли мы, что нам нужно?
– Как же не знать, что нам нужно? Это мы все знаем, – сказал один.
– Нет человека, который не знал бы, что ему нужно, – сказал другой.
– Теперь тебе что нужно? – спросил Сократ.
– Мне многое нужно, но нужнее всего мне богатство. Было бы у меня богатство, все бы
было.
– Если бы у меня спросил, Сократ, я бы сказал не богатство, – сказал другой – а власть
над людьми. Была бы у меня власть, у меня было бы и богатство.
– А мне, – сказал третий, – ни богатства, ни власти не нужно, мне нужно только жить
безбедно и заниматься науками, и никто б мне не мешал и не отрывал меня от моего дела.
– А мне, – сказал четвертый, – нужно только то, чтобы я был славен и все почитали бы
меня.
– Что ж это? – сказал Сократ. – Спрошу, что нужно, чтобы быки были сыты и
виноградник хорош, – все скажете одно. А вот спросил, что человеку нужно, – все сказали
розно. Вот видите, что не знаем мы сами себя, потому что узнать самого себя – значит
узнать, что человеку нужно, да так, чтобы все были согласны. Ты говоришь, богатство
нужно, – сказал Сократ. – Ну, все мы согласны с тобой. И нам нужно будет богатство. Как же
мы разделим его? Согласен ты поровну разделить все?
– Нет, какое же это будет богатство? – сказал первый.
– Стало быть, нам и нельзя с тобой согласиться, – сказал Сократ. – Не согласимся ли во
власти? Если нужна власть тебе, так и мне то же нужно. Как же мы с тобой будем
властвовать друг над другом?
– Нельзя нам разделиться, – сказал другой и засмеялся.
– Так и с тобой не разделим, – сказал Сократ. – Давай же разберем с тобой, – обратился
он к третьему, – можно ли по-твоему нам хорошо прожить. Ты говоришь, что тебе только
нужно жить безбедно и заниматься наукой, потому что ты ее любишь. А мне вот нужно
играть на флейте. Я это люблю. Хочу есть, пить, когда мне хочется, и играть на флейте и
слушать хороших игроков, да так, чтобы мне никто не мешал. Что, коли я с тобою буду
рядом жить? Как бы я не помешал тебе? Да и ты, когда станешь вслух говорить стихи, как бы
ты не помешал мне? Ну, да, положим, мы разойдемся, но беда в том, кто нас с тобой кормить
будет? Ты не станешь мне готовить, потому что ты любишь науки, и я тебе не стану
готовить, потому что люблю флейту. Ты скажешь: мы рабам велим готовить. Да ведь и рабы
захотят тоже на флейте играть и звезды считать. Как же нам тогда быть? Не подходит и твое
дело. То, что тебе нужно, не всем людям нужно. И потому мы не узнали еще человека.
– Ну, а про мое что ты скажешь, Сократ? – сказал четвертый.
– Да твое слово хорошее, – сказал Сократ, – и ближе всех к делу. Ты говоришь, что тебе
нужно только то, чтобы почитали тебя все люди. Это правда, и это всякому человеку нужно.
Тебе нужно, чтобы я тебя почитал, а мне нужно, чтоб ты меня. Так и с другими. А как
заставить людей почитать себя?
– Вот это-то и трудно, – сказал один.
– Да, это трудно, – сказал Сократ, – но в этом-то все и дело. Все, что вы скажете, все
сходится к одному: к тому, чтобы люди делали нам добро и не мешали бы нам жить в свое
удовольствие. Так ли?
– Так именно, – подтвердили все.
– Ты сказал, что тебе нужно богатство, ты сказал – власть, ты сказал – свободно
заниматься наукой, ты сказал – почести. Все вы хотите, чтобы люди не мешали вам жить,
делали вам добро,