Л.Н.Толстой

Греческий учитель Сократ

и всем другим то же нужно; стало быть, надо, чтобы добро для вас не

мешало бы добру других. Мы заговорили про быков и про виноград. Если ты говоришь, что

быку водопой нужен, то ведь ты не говоришь, чтоб ему нужно было затоптать колодец, так,

чтобы другим пить мутную воду, и не говоришь, чтоб ему нужно было сбить весь корм под

ноги, чтобы другим есть корм с навозом. Если ты говоришь, что виноградной лозе нужны

простор и окопка, то ты не говоришь, чтобы надо было срезать и выкопать все соседние

лозы. Так же и с людьми. Если мы узнаем человека и то, что ему нужно, то мы узнаем, чего

ему не нужно делать. Не нужно этому человеку делать всего того, что мешает и вредит

другим. Не так ли?

Все согласились.

– Точно так же мы узнаем и что нужно делать человеку. Все мы хотим, чтобы нам

делали доброе, а доброе нам делает кто?

– Люди, – отвечали Сократу.

– А мы кто?

– Тоже люди. Так что же нам нужно делать?

– Добро людям. Вот мы и договорились, – сказал Сократ. – Мы спросили себя: кто мы?

И решили, что, чтоб узнать это, надо узнать, что нам нужно. Стали разбирать, что нам

нужно, и все согласились в том, что нам нужно первое: чтоб люди нам не мешали жить, а

второе – делали нам добро. А чтобы люди делали добро людям, надо нам делать добро

людям. Так вот это начало ученья о том, что всякому человеку знать надо.

– Так-то так, – сказал один человек, – да не всегда можно узнать, каким делом

помешаешь другому и какое дело будет добро, а какое зло.

– Правда твоя, – сказал Сократ. – В этом мы часто ошибаемся; но и ученики у кузнеца и

у сапожника часто ошибаются, когда учатся, но мастера их учат тому, что они сами узнали и

что узнали от своих учителей. Вот я и сам учусь этому делу, какое всем нужно знать, и учу

других так, как меня научили мои учителя и голос Бога, который я слышу в душе своей. Этот

голос совести слышит каждый в себе, если только он прислушается к нему. А если будет

прислушиваться, то и научится от учителей и сам от него. Люди не оставлены без

руководства в самом важном деле; а с тех пор, как есть люди, они учатся, как жить вместе, и

в каждого вложен один и тот же голос, который каждого учит тому же. Всякому делу

учиться хорошо, но нужнее всего – учиться жить, не мешая людям и делая им добро.

X. СУД НАД СОКРАТОМ

Так учил Сократ, и много было у него друзей и преданных учеников, но много было и

врагов. Да и как было не быть врагам? Ученье Сократа приходилось многим не в бровь, а

прямо в глаз. И все богачи не любили его. Сократ учил, что позорен не труд, а праздность,

что только трудящимся Бог посылает истинное благополучие. А богачи жили праздно и

чванились своею праздностью. Сократ учил, что хороший человек думает не о том, чтобы

прожить роскошно, а о том, чтобы прожить справедливо, и только безрассудные люди всю

жизнь заботятся о собирании богатства. А богачи только и думали о наживе, только в

роскоши и богатстве видели счастье для человека.

Враги Сократа говорили между собой: «Беспокойный человек этот Сократ, только

смущает народ своим ученьем, настраивает против нас детей наших. Они ему верят больше,

чем нам». Самые злые из врагов Сократа порешили, что надо как-нибудь избавиться от него,

потому что он только мешает людям жить беспечно и пользоваться всеми благами жизни.

– Надо возвести на него что-нибудь такое, за что бы можно было притянуть его в суд, –

рассуждали враги Сократа.

И придумали они потянуть его в суд за то, что он не верит богам и развращает народ.

И объявили Сократу, что он преступник и будет судиться. Ученикам Сократа это очень

было обидно и горько, потому что они хорошо знали; что учитель их ничего дурного не

сделал. Собрались они к Сократу и стали его просить:

– Смотри, обдумай хорошенько, учитель, что будешь говорить судьям в свою защиту.

Один богатый ученик сказал:

– Если ты встревожен, не можешь хорошо обдумать, что говорить, позволь пойти к

одному человеку. Он за хорошую плату напишет все, что ты должен сказать на суде. Ты

дома прочитаешь, а потом в суде скажешь судьям, и тебя наверно оправдают.

Сократ отвечал ученикам:

– Успокойтесь, друзья мои. Никаких речей в свою защиту я говорить не буду. Моя

жизнь мне защитой.

А ученик Ермоген сказал на это:

– Разве ты не знаешь, Сократ, как помогают на суде хорошие речи? Разве не случалось,

что судьи оправдывали виновного, если он умел красиво и ловко оправдаться, и осуждали на

казнь невинных, которые не умели разжалобить судей, защищая себя?

– А меня, – сказал