Конфуций

Беседы и суждения

людях, но вы спросили меня о Ю и Цю. Те, кто называются великими

сановниками, служат государю, исходя из правильных принципов. Если они не

могут так поступать, то уходят в отставку. Нынешние же Ю и Цю могут быть

названы обычными сановниками'. [Цзи Цзы-жань] сказал: 'Значит, они во всем

подчиняются вышестоящим?' Учитель ответил: 'Если им прикажут убить отца

или государя, они не исполнят [приказа]'.

24. Цзы-лу направил Цзы-гао в Би [в качестве] начальника уезда. Учитель

сказал: 'Погубили сына другого человека'. Цзы-лу сказал: 'Там есть народ и

алтари духов земли и зерна, почему нужно читать книги, чтобы считаться

образованным?' Учитель сказал: 'Поэтому-то я и не люблю таких, как вы,

бойких на язык людей'.

Глава двенадцатая.

1. Янь Юань спросил о человеколюбии. Учитель ответил: 'Сдерживать себя, с

тем чтобы во всем соответствовать требованиям ритуала, - это и есть

человеколюбие. Если кто-либо в течение одного дня будет сдерживать себя, с

тем чтобы во всем соответствовать требованиям ритуала, все в Поднебесной

назовут его человеколюбивым. Осуществление человеколюбия зависит от самого

человека, разве оно зависит от других людей?'. Янь Юань сказал: 'Я прошу

рассказать о правилах (осуществления человеколюбия]'. Учитель ответил: 'На

то, что не соответствует ритуалу, нельзя смотреть; то, что не

соответствует ритуалу, нельзя слушать; то, что не соответствует ритуалу,

нельзя говорить; то, что не соответствует ритуалу, нельзя делать'. Янь

Юань сказал: 'Хотя я и не достаточно сообразителен, буду поступать в

соответствии с этими словами'.

2. Чжун-гун спросил о человеколюбии. Учитель ответил: 'Вне своего дома

относись к людям так, словно принимаешь дорогих гостей. Используй народ

так, словно совершаешь важное жертвоприношение. Не делай людям того, чего

не желаешь себе, и тогда и в государстве и в семье к тебе не будут'

чувствовать вражды'. Чжун-гун сказал: 'Хотя я 'недостаточно сообразителен,

но буду поступать в соответствии с этими словами'.

3. Сыма Ню87 спросил о человеколюбии. Учитель ответил: 'Человеколюбивый

человек в разговоре проявляет осторожность'. [Сыма Ню] спросил: 'Тот, кто

в разговоре проявляет осторожность, называется человеколюбивым?' Учитель

ответил: 'Если [человек] встречает трудности в деле, то разве он не будет

осторожным в разговоре?'.

4. Сыма Ню спросил о благородном муже. Учитель ответил: 'Благородный муж

не печалится и не испытывает страха'. [Сыма Ню] спросил: 'Того, кто не

печалится и не испытывает страха, можно назвать благородным мужем?'

Учитель ответил: 'Если, взглянув на свои поступки, [видишь], что стыдиться

нечего, то отчего же еще можно печалиться и испытывать страх?'.

7. Цзы-гун спросил об управлении государством. Учитель ответил: '[В

государстве] должно быть достаточно пищи, должно быть достаточно оружия и

народ должен доверять [правителю]'. Цзы-гун спросил: 'Чем прежде всего из

этих трех [вещей] можно пожертвовать, если возникнет крайняя

необходимость?' Учитель ответил: 'Можно отказаться от оружия'. Цзы-гун

спросил: 'Чем прежде всего можно пожертвовать из [оставшихся] двух вещей,

если возникнет крайняя необходимость?' Учитель ответил: 'Можно отказаться

от пищи. С древних времен еще никто не мог избежать смерти. Но без доверия

[народа] государство не сможет устоять'.

11. Циский Цзин-гун88 спросил учителя об управлении государством. Кун-цзы

ответил: 'Государь должен быть государем, сановник - сановником, отец -

отцом, сын - сыном'. [Цзин-]гун сказал: 'Правильно! В самом деле, если

государь не будет государем, сановник - сановником, отец-отцом, сын-сыном,

то, даже если у меня и будет зерно, хватит ли мне его?'.

14. Цзы-чжан спросил об управлении государством. Учитель ответил: 'Надо

постоянно быть в напряжении, вести дела с чувством преданности

[вышестоящим]'.

16. Учитель сказал: 'Благородный муж помогает людям свершать красивые дела

и не помогает им свершать некрасивые дела. Низкий человек поступает

противоположным образом'.

17. Цзи Кан-цзы спросил Кун-цзы об управлении государством. Кун-цзы

ответил: 'Управлять - значит поступать правильно. Если, управляя,