учения об
исправлении имен было вызвано серьезными социально-политическими
изменениями в китайском обществе, в результате которых название социальных
ролей не соответствовало качествам, реальному положению или поведению их
исполнителей. Так, вэйский правитель Чу Гун-чжэ, к которому приехал
Конфуций, не был законным правителем, поскольку управление Вэй завещалось
Лин-гуном не ему, а Ину - сыну Лин-гуна.
92 - Конфуцианство рассматривало 'Ши цзин', древнейшее собрание китайской
поэзии, не как произведение художественного Е творчества, а прежде всего
как воплощение идей о моральном поведении и управлении государством.
93 - Е-гун - по-видимому, один из удельных правителей. Каких- либо
сведений о нем не сохранилось.
94 - Конфуций хочет сказать, что государством управляют малоспособные
люди.
95 - Конфуций приводит пояснение к 32-й гексаграмме 'И - цзин'.
96 - В государстве Ци, после убийства правителя Жан-гуна, власть была
захвачена его сыном Сяо-баем (правил в 685-643 гг. ( до н. э.), получившим
имя Хуань-гун. У Хуань-гуна были два сановника - Шао Ху и Гуань Чжун.
Хуань-гун расправился со своим | братом Цзю, а заодно и с Шао Ху. Гуань
Чжун остался жив и, став первым министром, сделал Ци сильным и
процветающим.
97 - Политика Гуань Чжуна (Гуань-цзы) принципиально отличалась от
политических взглядов Конфуция. Она во многом совпадала с политикой
возникшей впоследствии школы легистов (фацзя). Одобрительный отзыв
Конфуция о Гуань Чжуне, зафиксированный в 'Лунь юй', имел очень большое
значение, так как облегчал слияние конфуцианства с легизмом, начало
которому положил Сюнь-цзы.
98 - Это значит, что благородный муж постоянно морально совершенствуется,
а низкий человек - деградирует.
99 - Комментаторы считают, что Конфуций имеет в виду Яо, . Шуня, Юя, Тана,
Вэнь-вана, У-вана и Чжоу-гуна - идеальных, с конфуцианской точки зрения,
правителей Древнего Китая.
100 - Конфуций говорит, что его интересует ритуал, а не военные дела.
101 - Конфуций выдвигает в качестве примера идеального управления
государством 'недеяние', т. е. управление, без вмешательства в
естественный ход событий (у вэй). Характерно, что 'недеяние' Конфуция
совпадает здесь с теорией 'недеяния' школы даосизма. Комментаторы считают,
что 'недеяние' означает управление государством с помощью морали.
102 - Во время похода Цаи-ши на удел Чжуаньюй ученики Конфуция Жань Ю и
Цзы-лу были мелкими чиновниками Цзи-ши. Конфуций не одобрял поход Цзи-ши
против Чжуаньюй.
103 - Горы Дунмын - место жертвоприношений духам гор.
104 - Чжоу Жань - придворный историк во время династии Шан.
105 - Удел Чжуаньюй в пределах государства Лу подобен драгоценной
черепаховой кости и яшме в шкатулке.
106 - Жань Ю, не соглашаясь с Конфуцием, считает поход против Чжуаньюй
делом справедливым. Би - удел, принадлежавший Цзи-ши.
107 - Конфуций дает понять, что неурядицы в уделе Цзи- ши вызваны не
внешними причинами, а внутренними беспорядками.
108 - Конфуций говорит об эпохе Чжоу. В первый период чжухоу (правители
уделов, высшие сановники) еще выполняли свои обязанности по отношению к
ванам - приносили дань, доставляли пленных и т. п. Позднее чжухоу
усилились и перестали подчиняться чжоуским ванам.
109 - Конфуций говорит о том, что власть из рук чжухоу стала переходить к
сановникам (дафу), а из рук последних - к мелкому чиновничеству.
110 - Бо-юй - сын Конфуция.
111 - Конфуций приводит названия первых стихотворений, входящих в 'Ши
цзин'.
112 - Этими словами Конфуций хочет сказать, что ритуал и музыка не могут
быть сведены лишь к формальным проявлениям вроде подношения подарков и
ударов в колокола и барабаны.
113 - Это высказывание Конфуция может иметь и другие толкования. Люди, не
разбирающиеся в истине, - это низкие люди, наносящие ущерб морали.
114 - В Древнем Китае огонь добывался путем сверления дерева, причем в
каждый сезон при разжигании огня использовалась своя порода дерева: весной
- вяз, ива; летом - финик, абрикос, тута; осенью - бальзамник; зимой -
акация, сандал. Таким образом, за год сменялись многие