Конфуций

Беседы и суждения

учения об

исправлении имен было вызвано серьезными социально-политическими

изменениями в китайском обществе, в результате которых название социальных

ролей не соответствовало качествам, реальному положению или поведению их

исполнителей. Так, вэйский правитель Чу Гун-чжэ, к которому приехал

Конфуций, не был законным правителем, поскольку управление Вэй завещалось

Лин-гуном не ему, а Ину - сыну Лин-гуна.

92 - Конфуцианство рассматривало 'Ши цзин', древнейшее собрание китайской

поэзии, не как произведение художественного Е творчества, а прежде всего

как воплощение идей о моральном поведении и управлении государством.

93 - Е-гун - по-видимому, один из удельных правителей. Каких- либо

сведений о нем не сохранилось.

94 - Конфуций хочет сказать, что государством управляют малоспособные

люди.

95 - Конфуций приводит пояснение к 32-й гексаграмме 'И - цзин'.

96 - В государстве Ци, после убийства правителя Жан-гуна, власть была

захвачена его сыном Сяо-баем (правил в 685-643 гг. ( до н. э.), получившим

имя Хуань-гун. У Хуань-гуна были два сановника - Шао Ху и Гуань Чжун.

Хуань-гун расправился со своим | братом Цзю, а заодно и с Шао Ху. Гуань

Чжун остался жив и, став первым министром, сделал Ци сильным и

процветающим.

97 - Политика Гуань Чжуна (Гуань-цзы) принципиально отличалась от

политических взглядов Конфуция. Она во многом совпадала с политикой

возникшей впоследствии школы легистов (фацзя). Одобрительный отзыв

Конфуция о Гуань Чжуне, зафиксированный в 'Лунь юй', имел очень большое

значение, так как облегчал слияние конфуцианства с легизмом, начало

которому положил Сюнь-цзы.

98 - Это значит, что благородный муж постоянно морально совершенствуется,

а низкий человек - деградирует.

99 - Комментаторы считают, что Конфуций имеет в виду Яо, . Шуня, Юя, Тана,

Вэнь-вана, У-вана и Чжоу-гуна - идеальных, с конфуцианской точки зрения,

правителей Древнего Китая.

100 - Конфуций говорит, что его интересует ритуал, а не военные дела.

101 - Конфуций выдвигает в качестве примера идеального управления

государством 'недеяние', т. е. управление, без вмешательства в

естественный ход событий (у вэй). Характерно, что 'недеяние' Конфуция

совпадает здесь с теорией 'недеяния' школы даосизма. Комментаторы считают,

что 'недеяние' означает управление государством с помощью морали.

102 - Во время похода Цаи-ши на удел Чжуаньюй ученики Конфуция Жань Ю и

Цзы-лу были мелкими чиновниками Цзи-ши. Конфуций не одобрял поход Цзи-ши

против Чжуаньюй.

103 - Горы Дунмын - место жертвоприношений духам гор.

104 - Чжоу Жань - придворный историк во время династии Шан.

105 - Удел Чжуаньюй в пределах государства Лу подобен драгоценной

черепаховой кости и яшме в шкатулке.

106 - Жань Ю, не соглашаясь с Конфуцием, считает поход против Чжуаньюй

делом справедливым. Би - удел, принадлежавший Цзи-ши.

107 - Конфуций дает понять, что неурядицы в уделе Цзи- ши вызваны не

внешними причинами, а внутренними беспорядками.

108 - Конфуций говорит об эпохе Чжоу. В первый период чжухоу (правители

уделов, высшие сановники) еще выполняли свои обязанности по отношению к

ванам - приносили дань, доставляли пленных и т. п. Позднее чжухоу

усилились и перестали подчиняться чжоуским ванам.

109 - Конфуций говорит о том, что власть из рук чжухоу стала переходить к

сановникам (дафу), а из рук последних - к мелкому чиновничеству.

110 - Бо-юй - сын Конфуция.

111 - Конфуций приводит названия первых стихотворений, входящих в 'Ши

цзин'.

112 - Этими словами Конфуций хочет сказать, что ритуал и музыка не могут

быть сведены лишь к формальным проявлениям вроде подношения подарков и

ударов в колокола и барабаны.

113 - Это высказывание Конфуция может иметь и другие толкования. Люди, не

разбирающиеся в истине, - это низкие люди, наносящие ущерб морали.

114 - В Древнем Китае огонь добывался путем сверления дерева, причем в

каждый сезон при разжигании огня использовалась своя порода дерева: весной

- вяз, ива; летом - финик, абрикос, тута; осенью - бальзамник; зимой -

акация, сандал. Таким образом, за год сменялись многие