он начинает
двигаться по кругу, увлекая 'Медвежью стопу'... По кругу, по кругу и по кругу движутся три фигуры, старик при этом напевает
ритмичную мелодию, хрюкает, а их поднимает все выше и выше. Затем с криком старик подталкивает руку мальчика кверху.
'Открывай небо из центра!' - кричит он. И все кружится в вихре ветра. 'Медвежью стопу' подхватывает ветер и кружит, унося все
дальше и дальше до тех пор, пока он не обнаруживает, что лежит на спине в своем 'гнезде', глядя на небо сквозь листву. Он
пришел, учитель-колдун на самом деле пришел. Жизнь 'Медвежьей стопы' теперь не будет неудачной.
'Медвежья стопа' знает, чего ожидать от будущего. Еще три раза учитель-колдун появится в его сновидениях. И всегда его будет
сопровождать третий, это дух Микинак, большая черепаха. Два других сновидения перенесут его на запад, но последнее - на
восток, где учитель будет учить его сооружать палатку колдуна. 'Медвежья стопа' должен в точности следовать каждому указанию
и совету. Когда пройдет двадцать один месяц, он сможет стать колдуном, не раньше. Он найдет корень, оставленный учителем у
подножья дерева, на котором он сидит. Он возьмет этот корень и будет обращаться к нему с песней своего сновидения, чтобы
призвать учителя и чтобы увеличить свою силу в минуту опасности.
Тот, кто рассказал П.Гарфилд эту историю, действительно имел практику обучения вхождению в сновидение. Мальчик 'поджат'
сзади социальными и религиозными традициями (индеец, который не увидел сновидения, не может занять достойного места в
обществе), он напуган угрозой физической расправы (отрезание языка и пальца), и в то же время у него есть 'конфетка' впереди
- обещание необычной силы и знаний. Он находится в необычных условиях (живет на дереве), он ничего не ест. Если вам это
как-то напоминает о спокойствии и расслаблении, то тогда я соглашусь, что П.Гарфилд права. Я же полностью согласен с автором
этой истории, для того чтобы попасть в сновидение вам надо довести себя до эмоциональной катастрофы, из которой только один
выход - в сновидение. Если же вы будете пытаться попасть в сновидение в спокойном месте и в умиротворенном состоянии, то
скорей всего вы просто отлично выспитесь. Может быть, вы даже увидете милые и добрые сны, но очень сомнительно, что вы
сможете их прервать, вспомнив о задании, которое поставили себе до того как заснуть (увидеть собственные руки). А,
следовательно, это не будет иметь ничего общего с осознанным сновидением.
Однако на основании сновидческих практик американских индейцев П.Гарфилд делает интересные выводы, которые я посчитал
полезным привести ниже.
Индейцы хорошо осознавали важность сновидений и определили тип тех сновидений, которых нужно добиться для успеха. Они
испытывали сильное давление культа, чтобы продуцировать сновидение, запрошенное обществом. Индейцам предложено вознаграждение
силой за правильное сновидение. Вызовите правильную реакцию - правильное сновидение - и здоровье, власть или богатство
последуют ему. Когда положение в обществе, престиж зависят от надлежащих сновидений, вероятность их появления увеличивается.
Индейцы считали нужным, как вы видели в истории с 'Медвежьей стопой', планировать свои сновидения детально. Будущий колдун
должен видеть четыре сновидения специфического характера, в специфическом окружении, в особом порядке. Мы видели, какие
сновидения видит будущий колдун. Будущий воин должен увидеть во сне правила организации военной компании. Каждая стадия
компании должна быть разъяснена ему в отдельном сновидении, показывающем, какой путь ему следует выбрать, где поставить
лагерь, где найти пищу, сколько врагов должно быть убито, сколько его людей будет убито и так далее. Кандидаты для участия в
объявленной компании должны представить свои сновидения на суд, прежде чем будут допущены к ней.
Мы уже говорили о ценности приобретенных во сне друзей. Друзья в сновидениях могут быть столь же реальны, как и те, которых
вы приобретете в состоянии бодрствования. Вы можете считать, что состояние сна - это другой, хотя и очень специфический,
уровень реальности. В нем, как и в привычной жизни, чем больше друзей у вас будет, тем лучше, и чем лучше будут ваши друзья,
тем лучше для вас.
Индейцы большое значение придают призывам пожалеть, посочувствовать. Они преднамеренно ставят себя в подчиненное положение
по отношению к своим духам. Синои же, напротив, могут сказать про своих друзей, что они 'приходят служить им', относясь к ним
скорее как отцы-хозяева.
Приемы существенные для того, чтобы