друг
друга общественных укладов жизни - рабовладельческого и феодального.
Эти черты, нашедшие отражение в учении перипатетиков, позволили
католической церкви принять точку зрения схолы на космос и
придерживаться ее в течение всей эпохи средних веков.
Это, однако, не означает, что принятый в средние века образ космоса
не претерпевал никаких изменений и не имел своих особенностей.
Средневековье началось с распада великой Римской империи, с резкого
ослабления торговых, культурных и научных связей между различными
центрами Европы. Этот общий упадок отразился на появлении странных
картин мира. Так, Косьма Индикоплов, руководствуясь рассказом о
скинии господней, считал, что Вселенная имеет форму ящика. Гервазий
Тильберийский считал Землю квадратной и т. д.
Однако в целом космогония средних веков определялась двумя
источниками - библией и учением Аристотеля. Образ мира представлялся
в виде огромной символической системы, своего рода собора идей. Во
всех окружающих явлениях видели божественный промысел.
В сохранении античного наследия в средние века выдающуюся роль
сыграла арабская наука VIII-XV вв. На арабский язык были переведены
основные труды греческих астрономов. Некоторые из них стали позднее
известны в Европе под их арабскими названиями (например, 'Альмагест'
- 'величайшее сочинение' Птолемея). В части теоретических обобщений
арабская наука в целом, однако, не пошла дальше античной космогонии.
В университетах средневековья господствовал то-
мизм - учение Фомы
Аквинского (XIII в.). Используя идеи Аристотеля, 'Доктор ангеликус'
построил иерархически упорядоченную картину мира, в которой истины
разума согласовались с истинами веры. По его словам, для прекрасного
необходимы три вещи: совершенство, Согласованность и ясность.
Античный мир не знал этого абсолютного монотеизма, абсолютной власти
творца над миром. Космология средневекового христианства (как и
других типов монотеизма) основана не на примате
чувственно-материальной природы, а на признании абсолютного духа.
Абсолютный дух, абсолютная личность, бог выступает здесь как сила,
которая, безусловно, выше космоса и которая создает его по
собственной воле.
Однако в этом мире действовал также и дьявол, враг рода
человеческого. Согласно учению блаженного Августина (IV-V. вв.)
бесовская хитрость приводит к тому, что все зримое в этом мире может
быть учиняемо дьяволами. Само собой разумеется, такие представления
открывали полный простор черной магии, оккультизму, герменевтике и
колдовству с той особенностью, что средневековая теология изгнала их
из сферы разумного миропорядка в область демонизма.
Поскольку все в мире находится во взаимосвязи и взаимозависимости и
любую ассоциацию можно истолковать на основе внешнего сходства,
процветала астрология. Такие ее средневековые авторитеты, как
Парацельс и Агриппа, рассматривали ее даже как естественнонаучный
фундамент медицины. Макро- и микрокосм. т. е. Вселенная и человек,
были подобны друг другу и связаны тысячами связей. Человеческая жизнь
подчинялась ходу небесных светил.
Чтобы правильно понять деятельность неба, считал Парацельс, надо быть
одновременно теологом, физиком и философом. Человеку было дано
расшифровать
ные знаки божественной воли - расположение светил, появление комет
или такие явления, как вифлеемская звезда. Однако, по мнению
Парацельса, из любви к человеку бог наградил его свободой воли, что
позволяег ему сопротивляться неблагоприятному стечению обстоятельств
и влиянию звезд, контролировать свои болезни.
О роли разума в познании мира высказывались прямо противоположные
точки зрения: 'разум не способен и не достоин понять явления природы'
(Михаил Скотт, XIII в.); 'если разуму не быть верховным судьей, то
для чего же он дан каждому человеку?' (Аделяр Батский, XII в.).
Преобладала первая точка зрения.
Тем не менее в Европе действовала университетская наука. Вот перечень
некоторых проблем, которые исследовались в средневековых трактатах по
космогонии: какова природа бога, какова природа времени, откуда
брался свет в первые три дня творения, когда не было Солнца, и т. д.
Методология исследования состояла в толковании библии, писаний отцов
церкви и некоторых античных