полностью утвердился в брахмакарье, не способен обидеть, солгать из корысти, украсть или использовать другого ради своего удовольствия. Этому виду Ямы следовать трудно, но если мы будем продолжать заниматься медитацией и будем применять в жизни другие принципы Ямы и Ниямы, мы обнаружим, что постепенно они становятся частью нашей жизни. Брахмачарья всегда связана с Брахмой (Космическим Сознанием). Если человек будет воспринимать каждый предмет как незаконченную предельную сущность, его ум будет настолько поглощен материальными предметами, что его сознание станет несовершенным. Правильно исповедовать дух брахмачарьи значит воспринимать окружающие вас предметы как различное выражение Высшей воли, а не как незаконченные формы. Таким образом, даже если ум сконцентрирован то на одном, то на другом предмете, он не отвлекается от Всевышнего, ибо с каждым предметом его связывает космическое чувство.
Нияма (Цельность личности).
Принципы Ниямы, изложенные ниже, скорее имеют дело с цельностью отдельной личности, нежели с ее отношением к обществу. Яма, и Нияма существенны и, как нетрудно заметить, дополняют одна другую.
1. Чистота (Шаоча).
Это воспитание чистоты как физической, так и духовной. Чистота тела и окружения оказывают положительное воздействие на ум, но так же необходимо поддерживать внутреннюю чистоту. Анандамурти подчеркивает необходимость развития сильного, здорового и подвижного тела с помощью физических упражнений, поз йоги и чистотой и сбалансированной диеты. Некоторые считают, что вегетарианская диета помогает им поддерживать ясность и спокойствие ума. Шаоча требует, чтобы человек постоянно следил за тем, чтобы ум не был засорен такими откликающими факторами как ненависть, сомнение, страх, стыд, ревность, страсть, гордыня и т.п.
Чувство бескорыстия, чувство всеобщего это основное лекарство от умственной засоренности. Тот, кого увлекает или искушает нечто, может постепенно избавится от умственного загрязнения, имеющего корыстные мотивы, путем обратного: когда вы чувствуете жадность, вырабатывайте в себе привычку отдавать, не требуя ничего взамен.
2. Дух удовлетворенности (Сантоша)
Это состояние полной свободы ума. Чтобы достичь Сантошу мы можем в течении дня напоминать себе, что несмотря на беспокойство и усталость, в нас есть большой запас творческой активности и энергии, что несмотря на беспокойство и усталость, в нас есть большой запас творческой активности и энергии, что поможет нам решить наши проблемы. Часто в течение дня случается, что наш ум не полностью не занят работой; возможно, мы ожидаем врача или едем в автобусе, или идем на прогулку. В такое время очень полезно повторять мантру в уме. (см. главу о медитации и мантре). Это состояние 'полумедитации' очень способствует развитию Сантошы. Удовлетворенность невозможна, если человек постоянно гоняется за мирскими благами, потому что эти блага переходяще. Надо стремиться быть довольным тем, что у нас есть, а не пытаться стяжать побольше материального. Это, однако, не значит, что мы должны позволять другим эксплуатировать себя, т.е. если возникает ситуация, при которой вы или кто-то другой эксплуатируется каким-то образом, ваш долг предотвратить эту ситуацию, игнорирование этой проблемы ради 'покоя' конечно, несовместимо с Сантошой.
3. Покаяние (Тапах) состоит в том, чтобы поменять свои личные мелкие удовольствия на большую радость служения другим. Это существенная часть в достижении цельности личности. Мы живем не в одиночестве, и по словам одного хасидского святого: 'Кто идет в рай один, тот не достигнет рая'. Каждое живое существо желает быть бессмертным, и по мере того , как наши души формируются медитацией, мы начинаем ощущать это всеобщее желание остро, собственное. При этом становится естественной потребность разделить с другими возможность выполнения этого желания, оказывая им физическую, умственную духовную помощь. С сочувствием понимая нашу общую природу мы своим примером показываем путь другим людям. Говорят, что истинным мерилом духовного прогресса является не то, сколько ты знаешь, а насколько ты любишь все живое и все творение. Поскольку главная идея духовной практики заключается в том, чтобы слиться воедино со всем сущим, ничто не может рассматриваться отдельно от нас. Забота о личном благе и в то же время пренебрежения нуждами других неизбежно порождают чувство обособленности. Имеется много форм служения: другим людям, другим существам и растениям; по сути мы должны попытаться помочь всем формам жизни, идя по пути бессмертия.
4. Изучение священного