Анни Безант

Введение в ЙОГУ

изменение благодаря приближению иного объекта. То же самое происходит при взаимодействии пуруши и пракрити. От пуруши исходит влияние подобное магнетическому влиянию. Под этим влиянием пуруши три гуны пракрити подвергаются удивительной перемене. Трудно выбрать слово, чтобы верно передать эту перемену. Нельзя сказать, что пракрити поглощает это влияние, нельзя сказать, что она отражает в себе пурушу. Но присутствие пуруши производит известные внутренние перемены, вызывает изменение в равновесии трех гун пракрити. Все три находились в равновесии, ни одна из них не была проявлена, одна уравновешивала другую. Что же происходит, когда пуруша влияет на пракрити? Способность пуруши осознавать отражается или воспринимается гуной, называемой 'саттва' — 'ритм', и тогда этот атрибут пуруши становится познаванием в пракрити. Атрибут, называемый жизнью в пуруше, воспринимается или отражается гуной, называемой 'раджас' — 'подвижностью', и он становится силой, энергией, активностью в пракрити. Атрибут Пуруши, который мы называем 'неизменностью' — воспринимается гуной, называемой 'тамас' — 'инерция', и он проявляется в пракрити как желание и воля. Таким образом, в совершенном равновесии пракрити произошли изменения благодаря простому приближению, или присутствию, пуруши. Пуруша не потерял ничего, и, в то же время, произошла перемена в материи. В ней появилось распознавание. Возникли активность и сила в ней. Воля, или желание, начало действовать в ней. Вместе с этой переменой в пракрити возникает и другая перемена. Три атрибута пуруши не могут быть отделены один от другого; это же самое относится и к атрибутам пракрити, они так же неотделимы. Поэтому ритм, усвоив себе способность распознавания, подпадает под влияние всего триединого пуруши и должен воспринять — хотя и с меньшей силой — также и её атрибуты жизни и неизменности, проявляющиеся в материи как деятельность и воля. Тоже и с подвижностью и инерцией. В соединении тот или другой атрибут может преобладать, и получатся комбинации, в которых перевешивает или распознавание — ритм, или жизнь — подвижность, или непреложность — инерция. Комбинации, в которых преобладает ритм, становятся разумом в природе, субъектом, субъективной стороной природы. Комбинации, в которых преобладают остальные два атрибута, становятся объектом, объективной половиной природы, 'силой и материей' западных ученых.*

__________

* А. Безант вовсе не проповедует этим субъективный идеализм. Субъективный, или точнее, субъектный, значит здесь не 'зависящий от нашего сознания', а имеющий природу субъекта, действующий. Объективный же здесь следует понимать в смысле 'имеющий природу объекта', т.е. предметный или вещественный. — прим. ред.

Благодаря этому факту природа делится на субъект и объект. И в ней возникает все, что необходимо для проявления деятельности, для произведения форм и для выражения сознания, — разум, сила и материя. Дело пуруши закончено, он влил все силы в пракрити и пребывает в стороне, созерцая их взаимодействие, оставаясь при этом неизменным. Драма существования разыгрывается в материи, роль духа — быть её зрителем. Актером является субъективная часть природы, разум, отражение 'распознавания' в ритмический материи. Объективная природа, т.е. отражение двух других атрибутов пуруши: жизни и неизменности в гунах раджас и тамас, является тем материалом, с которым актер имеет дело.

Таким образом, мы имеем в природе всё, что необходимо для образования вселенной. Преобладающая нота Бхагавад-Гиты, это идея, что пуруша — зритель, а не действующее лицо, что он смотрит на разыгрывающуюся перед ним драму. Природа делает все. Благодаря гунам возникает вселенная. Человек, говорящий: 'Я действую', ошибается, действуют гуны, а не он. Он — лишь зритель совершающегося. Большая часть Гиты построена на этой концепции Санкхья, и пока нам это не станет ясно, мы никогда не поймем истинного смысла данной философии.

А теперь перейдем к идеям Веданты. С точки зрения этой философии, 'Я' — едино, вездесуще, всё проникает, единственная реальность. Ничто не существует кроме Единого 'Я' — вот точка отправления Веданты. Во все проникающее, все проверяющее, все вдохновляющее. Единое 'Я' присутствует везде, как эфир пронизывает материю, так Единое 'Я' проникает, пронизывает, поддерживает, оживотворяет все. В Гите говорится, что, как воздух проникает всюду, так и Единое 'Я' присутствует везде. Во всем бесконечном разнообразии объектов. Стараясь следовать за течением ведантической мысли и усвоить ее представление о Едином Вселенском 'Я', которое