и переживаем не только его полную надежды, но и его болезненную сторону. Постепенное изменение абстрактной способности мышления во все более образные мышление и восприятие является основным симптомом, который сегодня действенен на многих уровнях. Легкость, с которой сегодня не только дети, но и многие взрослые достигают как ощущения наличия предыдущих жизней, так и переживания конкретных образов из них, является только одной формой быстрого преобразования сознания. Внешнее выражение этого проявляется как тенденция к образным изображениям всех жизненных процессов в сегодняшней культуре и в экстремальном случае может выродиться в образную зависимость. Но это указывает на внутреннюю предрасположенность современного человека.
О характере предсказываемой новой силы сознания Рудольф Штайнер высказался вскоре после образования Вальдорфской школы, в 1920г.21 Он описывает, что с начала 20-го столетия наступило время, в которое души, когда они через зачатие и рождение спускаются в земную жизнь, приносят с собой из духовного мира образы.
Образы, если они принесены из духовной жизни в физическую жизнь, при любых обстоятельствах, чтобы возникало благо для человека и его социальной жизни, непременно должны быть связаны с астральным телом [то есть с душевной организацией], в то время как необразное связывается только с Я. [...]. Сейчас наступает время, когда человек должен чувствовать: в тебе живут образы из жизни до рождения, ты должен их оживить в ходе жизни. Ты не можешь сделать это при помощи только твоего Я, это должно действовать в твоей глубине; это должно действовать вплоть до астрального тела. Это значит, что эти образы должны быть донесены до сознания, чтобы и с ними человек мог обходиться осознанно.
Поначалу у людей чаще всего происходит так, что они противятся этому вживанию пережитых перед зачатием образов в астральное тело. Люди как бы отражают назад то, что из глубин их сущности должно вжиться в астральное тело. [...] Ведь то, что сидит там, в глубине детской души, это воспринятые в духовном мире имагинации. Они хотят наружу. И если учитель или воспитатель ведет себя с ребенком правильно, то он несет ему навстречу образы. И в то время как учитель ставит образы перед детской душой, из детской души выталкиваются наружу те образы или, лучше сказать, силы образного представления, которые были восприняты до рождения или, скажем, перед зачатием.
Если же это подавляется, если сегодня воспитывает и преподает сухой трезво, судящий педагог, тогда уже с раннего детства он предлагает ребенку нечто, что, в принципе, ребенок уже вообще не воспринимает как близкое себе: буквы. Потому что буквы, каковы они сегодня, не имеют больше ничего общего со старыми буквами-образами, и, в принципе, являются для ребенка чем-то чуждым, что сначала должно быть взято только из образа, так, как мы это пытаемся делать в валь-дорфской школе. Ребенку предлагают необразное; но ребенок имеет в своем теле силы - я имею в виду, конечно же, душу, когда я сейчас говорю о теле, мы называем это также астральным телом, - ребенок имеет сидящие в его теле силы, которые рассеивают его, если они не извлекаются наружу через образное представление. И каковы последствия? Эти силы не исчезают, они распространяются, они добиваются существования, они все-таки проникают в мысли, в чувства, в волевые импульсы. И что же за люди возникают из этого? Мятежники, революционеры, недовольные люди, люди, которые не знают, чего они хотят, т. к. они хотят чего-то, что нельзя знать, т. к. они хотят чего-то, что несовместимо ни с одним возможным социальным организмом, потому что то, что они себе напредставляли, должно было бы войти в их фантазию, но вошло не туда, а вошло в их социальные поступки.
Итак, мы видим здесь изображение процесса, как первоначально хорошие, соответствующие времени силы и импульсы преобразуются в деструктивные формы, которые в многообразнейших модификациях мы можем найти и в наше время.
Они ощущают в себе небо
Далее у Штайнера следует: Если сегодня бунтует мир, это значит, что бунтует небо, именно то небо, которое не допускается в души людей и которое потом появляется не в своем собственном образе, а в его противоположности которое появляется в борьбе и крови, вместо имагинаций. И вовсе не удивительно, что те люди, которые участвуют в таком разрушении социального порядка, имеют, собственно говоря, чувство, что они делают что-то хорошее, ведь что они ощущают в себе? Они ощущают в себе небо; но только оно принимает карикатурный образ в их душе. [...] Тогда мы