поэтому в него, к свету, призываются существа тьмы. Под Богом можно понимать завершенную, совершенную и гармоническую идею, логичную и абсолютную в своей сфере, всеобъемлющий макрокосм, с которым маг, являющийся микрокосмом, жаждет объединиться в защищенных границах круга. С другой стороны, дух или разум есть сущность низшая, и, хотя, по определению, он и является наполовину разумной частью Природы, он представляет собой идею не завершенную, не получившую полного развития, это некая часть ограниченного и дробного сознания. В случае вызывания дух появляется в треугольнике, огражденном и защищенном божественными именами, расположенным вне священного магического круга; в это же время маг находится в круге и является по отношению к вызванному духу макрокосмом, существом высшим. Как заклинание Бога наполняет человеческое сознание восторгом, заливает его божественным живительным светом, так и теург во время вызывания духа символизирует для него Бога, заряжает его своей энергией.
Иными словами, целью вызывания духов является намеренное возвеличивание части человеческой души, которая при других обстоятельствах лишена некоторых важных качеств. Некое тело и форма, под действием Воображения и Воли, если говорить метафорически, намеренно взращивается и напитывается теплом, жизненной энергией солнца и воды. Суть этой методики состоит в ассимиляции определенного духа в сознании теурга, но не благодаря любви или жертвенности теурга, как в случае заклинания Бога, а за счет подчинения его властным движением Воли. В результате ассимиляции исцеляется рана Амфортаса, восполняется недостаток, и душа теурга особым образом, соответственно природе духа, получает дополнительный стимул и энергию.
Начать знакомство читателей с методикой вызывания духов мне хотелось бы с рассмотрения книги Ключ царя Соломона. Это самая печально известная из всех приведенных мной работ по практической магии. В 1889 году с латинского и французского языков на английский ее перевел С. Л. МакГрегор Матерс. Он сам, как мне доподлинно известно, был большим знатоком представленной методики и вполне успешно использовал ее, сделав с нее для своих учеников краткое описание процесса вызывания применительно ко всем возможным случаям. По мнению МакГрегора Матерса, книга эта - сокровищница и основной источник каббалистической магии. В ней он советовал искать многие начала церемониальной магии средних веков, периода, когда лучшими оккультными писателями и практикующими магами Ключи считались наиболее чем вероятно, что Элифасу Леви эта книга послужила основным руководством и справочным материалом для написания Трансцендентальной магии, поскольку тем, кто читал книгу Леви, в глаза бросается нескончаемая вереница совпадений с Ключами. Совершенно очевидно, что Леви долгое время тщательнейшим образом штудировал ее. Хотя открыто он нигде не признает, что многим обязан этой книге, читатель наткнется на многочисленные и яркие ссылки и славословия относительно Clavicles of King Solomon (Ключи царя Соломона).
В книге Леви Ритуал трансцендентальной магии приводится заклинание, которое он приписывает Соломону, и ритуал этот, имеющий определенное, правда, не абсолютно точное, соответствие по построению и содержанию с первым заговором Ключа, приведен в последней главе его работы. В целом Ключи, за исключением нескольких совершенно жалких и беспомощных глав, касающихся удовлетворения животных страстей развратных невежд и, вполне возможно, являющихся более поздними включениями в книгу, можно считать самой эффективной из всех дошедших из глубокой древности до наших дней магических систем, имеющих практическое применение. Главный интерес книги лежит в сфере вызывания планетарных духов, или регентов.
Неоднократно в кругах, близких к магии, поднимался вопрос о том, действительно ли текст книги является древнееврейским оригиналом, на который и П. Христиан в своей работе Histoire de la Magie (История магии), и С. Л. МакГрегор Матерс ответили, что если и существовал древнееврейский источник, с которого были сделаны французские и латинские списки, то они давно утеряны. Уайт склонен скорее сомневаться в том, что древнееврейский текст книги вообще существовал, другие авторы еще более решительно выражают свой скепсис, они утверждают, что Ключи являются мастерской подделкой, а упоминание о Соломоне и некоем древнееврейском авторе используется в качестве ловушки для легковерных, для придания книге необходимой весомости, в чем, нужно сказать, средневековые авторы книги весьма преуспели. Однако совершенно недавно доктор Герман