отвечает: Тьма - имя твое. Ты - великий Пути Теней. На это следует приказ: Дитя земли, страх суть поражение. Поэтому ты не должен иметь в себе страх! Ибо в сердце трусливого нет судьбы! Ты знаешь меня, потому проходи.
По мере того как идет ритуал, неофиту задается множество подобных вопросов, на которые он отвечает, после чего следует какой-либо магический совет, завершает же всю процедуру посвящение огнем и водой, что символизирует очищение неофита, необходимое для совершения дальнейшего путешествия. Это посвящение, свершаемое храмовыми представителями бога в четырех главнейших точках, является необходимой частью подготовки новообращенного к Великой Работе.
С помощью заклинаний небесные силы входят в новообращенного, наполняя его мужеством, волей и решимостью продолжать начатую работу до конца. Затем с новообращенного снимают повязку, шнур и мантию. Вместо них на него надевают белую мантию или широкий белый шарф, символизирующие чистоту жизни и благородство устремлений, снизошедшее на новообращенного. На этом заканчивается посвящение, а также заклинание сущностей, после чего новообращенный дает клятву, и ему сообщаются некоторые фундаментальные магические знания и философский алфавит. Если не считать ряда несущественных деталей, то именно так в целом - кое-где, правда, с небольшими изменениями - проходит ритуал инициации.
Однако без дальнейшего практического выполнения магической работы весь этот ритуал для новообращенного не будет иметь никакого значения. Все составляющие ритуала служат средствами подготовки новообращенного к магической работе; посвящение и сакраментальность ритуала должны сделать последующие задачи понятными и, возможно, менее опасными по своей природе. В подтверждение сказанного необходимо вспомнить, что сразу после инициации Марпа убедит Миларепу сразу же заняться практической работой, которая в его случае заключалась в медитации и концентрации. Для человека, желающего посвятить себя магии и обладающего либо необходимой подготовкой, либо врожденными данными, что в любом случае по причине реинкарнации подразумевает прежнее внимание к подобным вещам, церемониальная инициация дарует ему краткое и великолепное видение духовной цели, которую он ищет и которую он теперь начинает смутно представлять.
Данный факт особенно важен, если служители Храма являются иерофантами в действительности, а не только по названию, хорошо знающими практическую сторону магии, в частности технику проведения ритуалов. Потому что, когда служитель Храма играет роль бога и если он знаком с приемами практической магии, он примет форму бога с таким совершенством, что магнетические эманации бога в нем проникнут в самые глубины души неофита.
Принятие форм бога, о чем говорилось в предыдущих главах, может иметь очень глубокий эффект, вплоть до фактического преобразования; к примеру, не исключено, что неофит - подобные факты подтверждаются соответствующими свидетельствами, - особенно если он отличается обостренным восприятием, увидит в глубине зала не просто человека, совершающего действия, как и положено в этот момент иерофанту, имитируя бога, а гигантскую завораживающую, внушающую трепет фигуру самого бога в сиянии яркого света. Когда, как я уже говорил ранее, иерофантами являются опытные маги, такие, какими они были во времена Древнего Египта, инициация неофитов - это уже не бессмысленный ритуал, не формальность, но церемония реальная, имеющая огромную силу.
Это все, что касается ритуалов инициации. Драматический ритуал, не предполагающий инициации, очень напоминает таковой и по концепции, и по выполнению. В них несколько человек разыгрывают, с большой пользой для себя, сцены из жизни бога и при помощи повторяющихся заклинаний поминают его словами и действиями, вследствие чего вызывают бога в освященное ритуалом место. Выполняя магические приемы, приводят свое сознание в состояние высшего восторга, то есть поднимают его над обычным дуалистическим планом, в результате чего происходит их единение с Божественным.
Уникальным примером древнегреческого драматического ритуала является трагедия Вакханки. Фактически, с точки зрения ритуала все, что там происходит, есть по форме драматический ритуал. Он настолько великолепен, так отточен, что зрители, наблюдающие за ним с интересом, начинают думать, что перед ними разыгрывается театральное представление, трагедия. При участии в ней посвященных лиц, хорошо знакомых с техникой заклинания, восторженно играющих свои роли, понимающих смысл ритуала, вкладывающих в него - как предполагает магический сеанс - свою